Наша цель — понять Ленина
Сейчас для меня наступает самый, пожалуй, волнительный момент. Столь особенная тема — Октябрьская революция — заставляет буквально трепетать, словно бежишь по лезвию бритвы. В России эту тему принято прятать. Часто спрашивают: «Что нам, праздновать что ли это столетие?» Ответ простой: праздновать нечего. Но не отметить такое событие, не проанализировать его — по меньшей мере странно. Меня не пугает вопрос дискуссионности. Я считаю тему революции — использую ленинское слово — архиважной. И шанс создать картину про фигуру такой величины, как Ленин, выпадает нечасто. Это все равно что Александр Македонский, Чингисхан или Цезарь. И заметьте, никто из них не был белым и пушистым. Если кто-нибудь назовет хотя бы одного деятеля, который занимался бы столь же масштабными вопросами и вошел в историю без единого пятнышка крови, я возьму свои слова обратно. Отношение к результатам деятельности Ленина в обществе более менее очевидно. Но по закону драматургии в кино нельзя обыгрывать результат. Наша задача — понять, что это был за человек. Цель, которую я преследовал, без преувеличения интереснейшая: попробовать все-таки открыть эту консервную банку канонов и предрассудков, понять их, осмыслить. И в центре сюжета моего фильма даже не определенные исторические процессы, а проблемы живых людей. Я сразу хочу отметить, что мы снимали не документальное исследование. Это художественный фильм. Но и фактического материала мы проработали достаточно. Что-то достоверно известное пришлось даже опустить. Но вот чисто человеческих моментов известно куда меньше: письма теоретика марксизма Александра Парвуса, оказавшегося в центре событий фильма, уничтожены, некоторые документы — тоже. А в делах сердечных и вовсе никто со свечкой не стоял. Первоначальный сценарий сериала был написан еще в 2004–2005 годах. Так что ко мне в руки он попал уже порядком устаревшим. К работе были сразу же привлечены молодые драматурги, оценившие текст свежим взглядом. Для меня изначально было важно задействовать как можно больше молодых людей, чтобы хоть как-то приблизить ленту к молодежи. В процессе съемок мы на 30 процентов, так скажем, играли джаз — снимали живьем, добавляя те или иные факты по ходу дела. Ведь история проживается, проходит через сознание и душу актеров, всей команды. Иначе нельзя. Учитывая поляризацию взглядов на личность Ленина, на всю революцию, вряд ли выход фильма пройдет без политизированных настроений. Но я не хотел бы доводить это до накала. Не вижу смысла искать правых и виноватых. Согласно моей личной позиции, революция была посланным свыше испытанием для нашей страны и ее народа. И страна это испытание преодолела.