В честь столетия Октябрьской революции федеральные каналы выпустили два новых сериала о ее героях. Один из них, «Демон революции» Владимира Хотиненко на «России-1», посвящен Александру Парвусу, его играет Федор Бондарчук. Сюжет основан на одной из версий финансирования революционных настроений. Пока Российская империя была занята войной, деньги на революцию якобы выделяла Германия через бизнесмена Александра Парвуса. Ленина в фильме играет Евгений Миронов. Первый канал показывает «Троцкого» с Константином Хабенским в главной роли. Это биографический фильм о жизни одного из лидеров революции. Революция у советских людей ассоциируется со штурмом Зимнего дворца, показанном Сергеем Эйзенштейном в фильме «Октябрь». Кино было снято к десятилетию Великого Октября. Как теперь изображается революция в кино и насколько правдоподобны образы? Александр Безбородов ректор Российского государственного гуманитарного университета, доктор исторических наук, профессор «Я начал смотреть «Демона революции» и сразу выключил телевизор. Историю надо знать и уважать больше того факта, что она творилась только из-за денег. Совершенно преувеличивается воздействие денег. Я думаю, никаким демоном Парвус не был, это полная ерунда. Хватать только какой-то момент — это неправильно. А «Троцкого» я посмотрел. Конечно, авторы старались придерживаться документов, его биографии, и это видно. Колоссально сложная фигура, которая была выдвинута временем как будто специально для решения конкретных задач, ведь он действительно руководил именно переворотами и в первую революцию, и в Октябрьскую революцию. Взаимоотношения с Лениным верифицировать невозможно, они очень сложные. До 1917 года Ленин его вообще не принимал. Что в фильме не удается, вообще-то партия была рядом с Лениным, и Ленин был лидером партии, пусть даже это и 1-й съезд. В этом была его огромная сила и преимущество. У Троцкого рядом ничего не было. Он возглавлял какие-то группы, полугруппы и так далее, но за Лениным была пусть сначала аморфная, но потом вполне осязаемая большевистская партия, весьма радикальная. Линию Троцкого и линию Ленина путать нельзя». Фильмы похожи, их общая политическая концепция — это «цветная революция», считает протодиакон Андрей Кураев. Андрей Кураев протодиакон «Во-первых, бросилась в глаза очень одинаковая режиссура. Можно просто взять и целые куски из одного фильма в другой перемещать, и было бы непонятно, что это микс. Одна и та же рука, один и тот же почерк. Политическая концепция тоже совершенно понятная: как прямым текстом было сказано Киселевым после начала премьеры фильма про Троцкого, перед нами просто «цветная революция» 1917 года. Все это фильмы про современность, и именно этим они и интересны». По мнению Андрея Кураева, аудитория, для которой создавали эти фильмы, их не увидит. Так долго смотреть и размышлять могут только люди советской формации, более молодым эти сериалы не подходят, считает протодиакон. Второй документальный проект Первого канала, фильм «Враг номер один», дополняющий сериал «Троцкий», покажут 11 ноября. Он расскажет более приземленную историю одного из лидеров партии большевиков, организатора Октябрьского переворота и создателя Красной Армии.