Войти в почту

Большевики захватывают телевидение: обзор сериалов к 100-летию революции

Как еще отметить 100-летие Октябрьской революции, если не мощными сериалами на центральных телеканалах? В телефильмах на «Первом» и «России» пересекаются не только сюжеты с персонажами, но и артисты. Начнет революционный сериальный марафон канал «Россия 1», где с 5 ноября стартует «Демон революции». Это история о том, как Владимир Ленин (Евгений Миронов) за границей искал деньги на революцию. Заодно поддержат тему финансирования нынешней оппозиции из-за рубежа. Деньги у немцев помогает выпросить социал-демократ Александр Парвус (Федор Бондарчук). Ленин в исполнении Миронова неожиданно человечен. Несмотря на анекдотические кепочку, пальцы за жилеткой, картавость и «батенька», Владимира Ильича с Надеждой Константиновной (Дарья Екамасова) мы видим в церкви под венцом, в театре на опере Вагнера или в дешевой столовой Берна. Но под всем этим человеческим чувствуется нечто демоническое. – Люблю гладить по голове, – прищуривается мироновский Ильич. – Но ведь нельзя, руку откусят. Надо бить по голове. А ведь это насилие. Что же делать? Адски сложная задачка. – Дома у моей тети над кроватью висели два изображения: Иисуса Христа и Владимира Ленина, – рассказывает сам артист. – Вот с этим я жил. Потом приезжали с папой в Москву и ходили в мавзолей. Прошло много времени. Исходя из того материала, который я изучил, понял, что это был человек необыкновенных способностей. Мне хотелось разгадать, каким образом и в какой момент воспитанный мальчик из семьи учителя стал таким революционером. В этом случае, мне кажется, Алексей Навальный похож на Ленина. Абсолютная заточенность на революционную идею. Одну из ролей – агента контр­разведки – сыграл Максим Матвеев. Его мы сможем увидеть и в роли журналиста Джексона (агента НКВД) в сериале «Троцкий» на «Первом канале». Это проект, которым гордится Константин Эрнст и которому, говорят, аплодировали на недавнем кинорынке в Ницце. Главную роль исполнил Константин Хабенский. Пожалуй, в этом сериале революционная атмосфера чувствуется острее, чем в других фильмах. Троцкий в кожаном плаще мчится по стране на черном бронепоезде и агитирует за революцию. Кстати, по словам создателей проекта, поезд этот – метафора. Машина, которая ломает человеческие судьбы. Сквозной нитью через сериал – интервью знаменитого революционера. Скрываясь в Мексике от преследований, пожилой Лев Давидович рассказывает свою жизнь Джексону. В этих воспоминаниях молодой Троцкий крутит любовные романы, знакомится с Парвусом (в этом сериале его играет Михаил Пореченков), сближается, а потом и ссорится с Лениным (Евгений Стычкин), конфликтует со Сталиным (Орхан Абулов). И знаменитое выражение: «Революция – это я». – Меня в Троцком-человеке ничто не привлекает, – признается Константин Хабенский. – Но он – крупная фигура ушедшего века. Мы попробовали со своей стороны, очень субъективной, разобраться в том, что случилось сто лет назад. Мы показываем, как Троцкий входил в силу, как его пьянило и будоражило то, что происходило вокруг, как он лбом бился о стены, совершал открытия и как к нему постепенно приходило осознание того, что он становился политиком… большим, страшным. Владимир Ильич в «Троцком» не на первом плане. В отличие от мироновского, вождь пролетариата здесь более комичен. Вроде все то же – и «батенька», и картавость, и прищур, но как будто карикатура. Да и бегающие по Зимнему дворцу матросы со штыками – словно картинки из советского учебника для начальных классов. Кстати, Евгений Стычкин в юбилейные революционные дни появится и в другом проекте – «Хождение по мукам», который планирует показать НТВ. На этот раз он сыграет батьку Махно, а в главных ролях – Юлия Снигирь, Анна Чиповская, Павел Трубинер, Леонид Бичевин, Антон Шагин, Андрей Мерзликин, Светлана Ходченкова… Конечно, в этом проекте революция не на первом месте (все помнят знаменитый роман Алексея Толстого о жизни сестер Булавиных), но она – мощнейший фон той истории. «Хождение...», в отличие от «Троцкого», готовили, анонсировали и снимали загодя. На НТВ проект заявлен как самый главный и масштабный в телесезоне. Наблюдая на пресс-показах первые серии всех этих телетворений или просматривая трейлеры, ловишь себя на мысли: картинка везде уж больно одинаковая. Впечатление, что автомобили тех лет – из одного мосфильмовского гаража, декорации – с одного склада, да и костюмы, кажется, меняются местами. Но посыл везде один: никакой революции больше не должно быть, бойтесь мятежников заграничных. Материал вышел в издании «Собеседник» №42-2017 под заголовком «Большевики захватят телевидение».

Большевики захватывают телевидение: обзор сериалов к 100-летию революции
© ИД "Собеседник"