Сериал «Троцкий». В преддверии премьеры
6 ноября, накануне дня столетия революции, нас ждет знаковая премьера. Думаю, этот фильм станет претендовать на звание «явления» в мире кино и уж абсолютно точно прогремит сейчас.
Дело не только в столетии революции, хотя и в ней тоже. Но демонизированная фигура Троцкого, чье имя долгие годы упоминалось лишь вскользь, интересует современное поколение все больше.
Ведь получается, что революцию не просто сделал не один Ленин собственноручно, а именно Троцкий, затем почему-то отдавший «вождю пролетариата» все лавры за этот поступок.
ВПЕЧАТЛЕНИЯ
… Смотреть картину интересно и страшно. Она завораживает, в первую очередь потому, что в ней нет пошлости. Фильм куда глубже, чем представил нам его и промо-ролик. Та же Лариса Рейснер, путешествовавшая с Троцким в его дивном паровозе, где было все, что душе угодно, включая баню, манерна, манка и пошловата ровно настолько, насколько нужно – тютелька-в-тютельку хватит, чтобы обольстить горделивого Льва. Впрочем, он не больно-то и сопротивляется.
Троцкий не то что помешан на сексе, это вообще другое: он в каждом акте совокупления ищет подтверждения своей власти и силы. Потому и страну, что лежит перед ним в руинах, он тоже берет фактически как женщину.
В чем магия его фигуры? Не в том же ли сексе? Он был первым из наших, отечественных политиков, кто выстроил свой образ безупречно с точки зрения пиара. И в образе этом, науськивает его сладкоголосый Александр Парвус, нет ничего, никаких случайных деталей. И худосочный Троцкий превращается почти во франта, но в моменты решающие, «революционные», он – как Прокуратор, но в черном плаще, под которым мелькает украдкой уголок красного подбоя.
В нем нет жалости, но есть стиль. Он толкает речь, и обреченные на децимацию – те, кому выпало в строю стать десятым, и приговоренные к показательному расстрелу, - молча делают шаг вперед, а затем терпеливо ожидают своей участи. Слово «децимация», кстати, слетает с прекрасных губ Ларисы Рейснер: она должна как-то укрепить дух на миг замешкавшегося Троцкого. И он отдает приказ «огонь»…
Это – лишь кусочек, деталь из фильма, где рядом, параллельно, будут идти несколько Троцких – молодой и поседевший, разочарованный и уставший, ослепленный идеей и почти романтичный, но всегда – крайне жесткий и фактически лишенный даже намека на сострадание. Он будет «делать революцию», фактически даря ее себе на день рождения, возьмет все на себя, а в это время его сын будет умирать от испанки – да только папе будет не до него.
Становление нашего «прокуратора» и формирование его внутренних установок, трансформация личности и ее закалка, страсть ко всем проявлениям жизни, включая самые острые, везение и ненависть, жгучие чувства соперничества и абсолютно «самцового» бодания – все это Троцкий, такой, каким мы увидим его в картине. В иные моменты кажется, что у него нет сердца, а любовь недоступна для него – лишь потому, что все отдано страстям.
АКТЕРЫ И РОЛИ
Силу восприятия образа многократно увеличил Константин Хабенский – своей изумительной игрой.
Для роли Троцкого Хабенский был выбран сразу. Попадание в яблочко произошло и в других случаях – с другими актерами. Сергей Гармаш, например, фантастически сыграл тюремщика, под бдительным оком которого трепещет еще не закалившийся Лейба Бронштейн. А звали этого тюремщика Николай Троцкий! Именно его имя, имя своего угнетателя и мучителя, он возьмет себе, срастется с ним, прорастет в него и – увековечит. Чувствуете парадокс? Увековечить память о своем тюремщике…
В сериале блестяще играет и Ольга Сутулова. Ее героине Наталье Седовой придется несладко. Изначально не принимая Троцкого, она останется с ним до конца.
Необычен Михаил Пореченков в роли Парвуса: он обаятелен и мягок, но это кот с железными коготками. Сомнительная роль Парвуса в истории революции в фильме обыгрывается, а Александр Цекало так вообще уверял, что все снято на фактах и документальной основе.
Кстати, Цекало же честно признал и другое: изучая архивы, команда порой натыкалась на такие чудовищные по грязи документы, в них были столь ужасные или просто откровенные гадкие сведения, что «хотелось встать под душ». Тем не менее, образ Троцкого решили и не демонизировать окончательно, и не смягчать.
Кстати, актеры в фильме подобраны очень похожими на прототипов их героев. Очень похожа на Фриду Кало Виктория Полторак, Анастасия Меськова – на Ларису Рейснер.
«ИНТЕРЕСНАЯ ЖИЗНЬ»
По признанию и Константина Эрнста, и Александра Цекало, фильм был снят в рекордно короткие сроки, да и сценарий писался к нему всего около семи месяцев, а режиссера Константина Статского и оператора Улугбека Хамраева на каком-то этапе вынуждены были заменить Александр Котт и Сергей Трофимов: так «укатала» создателей фильма работа над ним.
Драматическая коллизия строится вокруг фигуры Троцкого, показанного в разное время, и эпохальных событий того времени, в первую очередь, двух революции, гражданской войны… Сюжет строится динамично, это восемь интервью, которые дает главный противник Сталина уже сидя в Мексике. Но Сталин не успокоится, пока не достанет его и на другом краю земли…
Кстати, сериал был представлен на международном телерынке MIPCOM, где получил восторженные отзывы. А Константин Эрнст отметил, что он надеется на хорошие продажи сериала. Константин Львович трактует фигуру Троцкого как знаковую:
- Он был реальным продюсером Октябрьской революции. Мы делали сериал не только о политике, но и о поп-звезде. Бронепоезд, кожаный плащ, летные очки и мотоциклы… Только электрогитары не хватает! В отличие от Ленина, Троцкий выглядит настоящим героем рок-н-ролла. И вся его жизнь – тюрьма, революция, должность военного министра, изгнание, любовь Фриды Кало и убийство – это истинная драма. Когда ты спишь с Фридой Кало, а Сталин посылает Давида Альфаро Сикейроса убить тебя – вот это и называется по-настоящему интересной жизнью. «Троцкий» - сериал про человека, который прожил интересную жизнь, - заявил Эрнст.
Похвалы сериал удостоился и от одного из специальных журналов, обычно крайне строгих:
- Меня там никогда не хвалили, ну разве что за Олимпиаду. А тут – и интересно, и зрелищно.
- Все, что зритель видит в фильме, происходило в реальности. Художественный вымысел имеет отношение лишь к диалогам и разговорам. Как именно говорили герои, обсуждая что-либо, это уже придумал сценарист Олег Маловичко, отчасти я и наша творческая группа,- говорит Александр Цекало. – Троцкий – фигура неоднозначная, его по-разному можно называть…
И это верно. Его называли демоном, архитектором, иконой революции, даже пророком. А он скромно заявит в последнем своем интервью, не зная, конечно, что оно последнее, что вовсе не хотел стать вторым богом. Потому что хотел быть равным ему.
МАГИЯ ДЬЯВОЛА
На пути к успеху Троцкий жертвует друзьями, союзниками, детьми, моралью.
Константин Хабенский рассказывает:
- Меня в Троцком-человеке ничто не привлекает. Но он – крупная фигура ушедшего века. Мы попробовали со своей стороны, очень субъективной, разобраться в том, что случилось 100 лет назад. Мы показываем, как Троцкий входил в силу, как его пьянило и будоражило то, что происходило вокруг, как он лбом бился о стены, совершал открытия, и как к нему постепенно приходило осознание того, что он становился политиком… большим, страшным. Одна из его черт – эпатажность. И мы отталкивались от этого во всем. В одежде, в фигурах речи. Мы создавали образ как с человеческими, так и с античеловеческими гранями.
По выражению Александра Цекало, люди в ту пору «гибли за металл», но не металл как металл, а за металл в голосе Троцкого:
- Да и революционер Мартов писал: «Речь Троцкого, как расплавленный металл». Он был оратор фантастический! Троцкий не просто разговаривал с народом: он занимался с толпой вербальным сексом. Рок-звезда, и по форме своей, и по сути.
Немой участник фильма – паровоз Троцкого. Его бронепоезд был агитационным инструментом. Он фактически жил в нем, появляясь в нужном месте в нужный момент – там, где случались нелады на фронте, как раз в тех местах, где фронт мог зашататься. Это образ черного бронепоезда, который "разрезает тело распластанной России".
- Этот бронепоезд – машина, которая перемалывает человеческие судьбы, историю человечества и в конце концов самого создателя, - так трактует образ Константин Хабенский.
- Не надо забывать, что именно Лев Троцкий убедил Ленина заменить расстрел всех инакомыслящих представителей российской элиты (профессоров, философов, режиссеров, изобретателей, врачей композиторов, писателей) на изгнание, то есть он спас жизнь отечественной интеллигенции, организовав «Философский пароход», - заметил Александр Цекало. – А второй значимый момент – он создал Красную Армию. Что же касается интимной стороны жизни Троцкого, то в фильме будут лишь те женщины, связь с которыми была подтверждена документально: Троцкому повезло, с ним были великие женщины: его официальная жена Александра Соколовская, Наталья Седова, Фрида Кало и Лариса Рейснер.
Итак, ждем премьеры: все начнется 6 ноября в 21:20, а затем фильм будут показывать после программы «Время».