Ольга Остроумова: "Я горжусь своим сыном"

Расскажите, пожалуйста , о чём ваш новый фильм? Ох, это самый нелюбимый вопрос (смеётся). Всегда так. Сыграешь спектакль, и потом спрашивают, о чём он. Нельзя так однозначно сказать. Вот как зритель понял – так и есть. В любом произведении каждый находит что-то своё. Вам пришлось играть очень непростую женщину. Опишите немного вашу героиню. Миша специально писал роль для меня. Не потому что я мама, а потому, что он считает, что я такого никогда не играла. Я выпускалась из института как тургеневская героиня. Сейчас я, конечно, отошла от этого и играла разные роли. А здесь героиня у меня очень эксцентрическая. Такая мама абсолютно из советского времени, собственно, как я (улыбается), только характер у неё другой, более эксцентрический. У неё был муж военный, которого она, особенно после смерти, подняла на пьедестал. Военные ей кажутся верхом совершенства во всём. И теперь её идея фикс – выдать дочь замуж за военного. Дочка же немножко "Снежная королева". Вообще, их семья не современная. Хотя я считаю, что моя семья тоже не современная. Я, например, не пользуюсь компьютером, с трудом захожу в интернет и мне это абсолютно не надо, самое главное. Я ужасаюсь каким-то проявлениям нынешних людей и не перестану ужасаться, потому что воспитана в другом времени. И вот в фильме похожая семья. Особенно мама. И она ещё такая фантазёрка! Она придумывает что-то и живёт в этом. И поэтому ей современный мир абсолютно не нужен. Вот она и мечтает о зяте военном, и чтобы появились внуки, за которыми надо ухаживать. И наконец, в их доме появляется военный, которого она сразу принимает, даже не пытаясь узнать, кто он, что он. Ну и в итоге получается кошмарное разочарование, доходящее даже до трагического исхода. Кадр из фильма "Подлец", kinopoisk.ru Ваш сын Михаил, как сценарист и как режиссёр, хотел видеть вас на экране именно в этом образе, не совсем типичном для вас. Был ли у вас такой же интерес к героине? Когда я прочитала сценарий – он мне понравился. У них с Евгением Трефиловым (соавтор сценария) очень хорошие диалоги. Чего в наших фильмах не хватает. Не знаю как сейчас, я давно не была в кино, честно говоря (смеётся). Диалоги корявые, литературные. Я помню, когда играла "Белую гвардию" - восхищалась тем, какие Булгаков пишет человеческие диалоги, как по-простому разговаривают люди, несмотря на то, что они дворяне. Вот меня в сценарии поразило, что диалоги вышли замечательные. Но, честно признаться, у нас с Мишей был не совсем конфликт конечно, но некое недопонимание. В первый съёмочный день я начала играть эту героиню такой, как я. А я более резкая, более авторитарная дома, так получается. И Миша мне вдруг говорит на второй день: "Мама, нужно переснять". Как? Почему? Он отвечает: "Ты играешь себя, а это не ты. Она такая мягкая, вся под дочкой. Пытается всё наладить по своим наивным представлениям". И мне пришлось даже попросить некоторое время, чтобы перестроиться внутри себя. Многие теперь даже у Миши спрашивают: "Что ты сделал со своей мамой? Зачем?" (улыбается). Кадр из фильма "Подлец", kinopoisk.ru Это, конечно же, самый популярный вопрос, который вам сейчас задают, но обойти его стороной невозможно. Расскажите о работе с сыном. У Миши могут быть свои впечатления. Он при мне однажды кому-то сказал, что работать с мамой было трудно, потому что мы очень хорошо друг друга знаем. Для меня же в съёмочном процессе нет такого – сын или не сын. Я с юности привыкла, что режиссёр главный на площадке. Он один знает, видит фильм, он его ощущает. А мы только исполнители. Режиссёр, можно сказать, рожает фильм, и только он знает, как этот фильм должен выглядеть и что из себя суждено представлять персонажам. Поэтому, мне кажется, что я довольно послушный исполнитель. Но не безответный, не бессловесный, а тот, который хочет понять замысел режиссёра, а потом обогатить это своим опытом. Помимо сына, с вами на площадке работала ещё и дочь – Ольга Левитина. Насколько известно, ваши отношения матери и дочери в кино существенно отличались от реальной жизни. Да, очень отличаются. Оля тоже всё время слушалась Мишу, но вот от других, в том числе и от меня, она подсказок не принимала. У неё чудная школа, она кончала курс у Петра Фоменко, была его любимицей и даже у него в театре работала. В театр "Эрмитаж" перешла уже после. Поэтому я и не совалась особо с советами. Оля снималась в кино раньше, но, в основном, в небольших ролях. А это, можно сказать, её первая крупная роль, и, мне кажется, она у неё получилась. Нам, разумеется, приходилось абстрагироваться от наших жизненных отношений и играть то, что было по сценарию. Олина героиня маму немножко не принимает, с её взглядами. Но с другой стороны, любой дочке такая мама бы давно надоела. Кадр из фильма "Подлец", kinopoisk.ru В вашу семью на съёмочной площадке пришлось вливаться актёру Владимиру Вдовиченкову. Какого было работать с ним? Вдовиченков поражал меня своей игрой. Я всё время думала, вот он ничего не выражает вроде бы, а так всё понятно, что хотел сказать. Очень талантливый киноартист, хотя и не только в кино. Он окончил ВГИК. И, кстати, так случилось, что я была у Вдовиченкова на приёме госэкзамена. Он учился у Юры Таракторкина, с которым мы в театре Моссовета играли. Юра позвал меня на экзамен, и я впервые увидела там Володю. И я сказала тогда: "Юра, я тебе поздравляю. У тебя на курсе есть мужчина". Там много было мальчиков, но когда выходит на сцену артист, и ты чувствуешь от него настоящее мужское – это большая редкость. Но вот как в кино он играет – меня просто поразило. Я так не умею, мне кажется. Вы опытнейшая актриса, но всё же хочется узнать, была ли в фильме какая-то сцена, которая вызвала затруднение? Или над которой вы долго размышляли? Была сцена, где мама принимает за столом жениха своей дочери. Она говорит: "Давайте споём! Давно не пели". И она начинает петь такую детскую песенку - стихи Новеллы Матвеевой, музыка Дашкевича - "Золушку". Миша нашел в интернете видео, где я однажды уже пела её на какой-то театральной гостиной, лет 40 назад, и Дашкевич мне аккомпанировал. И вдруг Новелла Матвеева заартачилась, а у неё нужно же было какие-то права спрашивать. "Вот, это моя мелодия, Дашкевич у меня украл". А я Володю Дашкевича знаю уже много лет и понимаю, что он ничего не может украсть. Он сам великолепный композитор. И Матвеева так и не разрешила. Мы долго думали, как эту сцену всё-таки снять, и в итоге пришлось мне сделать вид, и это было довольно трудно, что я начала как бы петь, а потом и вроде слова забыла и промяукала её как-то. Вот так вот пришлось выкручиваться. Кадр из фильма "Подлец", kinopoisk.ru А если немного отвлечься от самого фильма. Вы как мама, гордитесь своим сыном, его дебютной работой, новым шагом в творческой деятельности? Я уже несколько раз снималась в дебютных картинах. Например, в первой картине Коли Лебедева "Змеиный источник", играла там невероятную злыдню. И когда я посмотрела этот фильм, мне показалось, что там столько ученичества. Но это абсолютно естественно. Человек первый раз делает картину. А сейчас Лебедев это и "Экипаж", и "Легенда № 17". Тем не менее "Змеиный источник" хорошо приняли, и многие до сих пор помнят. И поэтому Мишина картина… Наверное, в ней есть недочёты. Мне, например, как более компромиссному человеку, думается, что финал нужно было сделать таким, чтобы он давал зрителю какую-то надежду. Мне кажется, что из кино люди всё же не хотят выходить с тяжелым сердцем. А Миша со мной не согласился. Но, несмотря на всё это, я, конечно, им горжусь! Потому что снять полнометражный фильм – это больше дело. До этого Миша работал у Шахназарова ассистентом и там получил хороший опыт. Но собственная картина, это, конечно, совсем другое. Я надеюсь, что дальнейшие его работы, если они, дай бог, случатся, будут становиться с каждым разом только лучше и лучше. То, что он сам снял эту картину и по своему сценарию – уже прекрасно. Поэтому у меня сегодня настоящий праздник. Премьера фильма, который снял мой сын Миша Левитин-младший. Для меня это счастье как для мамы и как для актрисы, конечно, тоже. А если он вас снова позовёт в свои фильмы, пойдёте сниматься? Пойду. Конечно, пойду. В заключении хочется узнать, чтобы вы сказали будущему зрителю фильма " Подлец " . Вы знаете, мне кажется, что зрители наши, по крайней мере, моё поколение и близкое к нему, так устали от того, что сейчас показывают на телевидении. Так надоели выхолощенные человеческие взаимоотношения. Я, по крайней мере, всегда выключаю телевизор, когда там все эти сериалы про убийства. Поэтому я думаю, что идёт какой-то возврат к хорошим советским фильмам. Мои дети, например, многое не смотрели в юности, а теперь наоборот говорят: "О, какой хороший фильм". Потому что там разрабатывались всё-таки какие-то человечески взаимоотношения. Мало сейчас камерных фильмов. И если кто-то соскучился по таким картинам, то идите на нашу. Она действительно напоминает по своей стилистике хорошее советское кино, и это его плюс. Там нет никаких компьютерных съёмок. Есть отношения матери и дочери, человека, который странным образом вошел в их семью. Всё это воспринималось как счастье, а закончилось трагедией, что в жизни тоже часто бывает. Я надеюсь, что этот фильм заставит задуматься зрителей, что-то, может быть, переворошить в своей жизни, подумать о будущем своих детей. Для этого на фильм надо идти. А кроме того… Хотела сказать про замечательную игру актёров, но поскольку сама актриса… (смеётся). Прекрасно играет Вдовиченков, последнюю свою роль в кино исполнил Лев Дуров. Просто хорошее человеческое кино. Сейчас много молодых режиссёров, новых фильмов. Но не стоит забывать, что кроме совсем юных, есть ещё и мы, и нам тоже хочется смотреть какое-то кино, которое нас бы трогало, задевало, о котором бы думалось. Фото со съмочной площадки По киноэкрану бегут финальные титры. В зале зажигается свет, и зрители долго-долго хлопают. Все члены съёмочной группы выходят в фойе киноклуба принимать поздравления. К Ольге Михайловне выстраивается очередь из желающих сказать артистке несколько добрых слов, сфотографироваться и взять автограф. Атмосфера очень уютная и семейная, несмотря на большое количество народа. А иначе и быть не может, потому, как зрители посмотрели картину, которая стала плодом творчества самой настоящей, дружной семьи, каждый из членов которой вложил в неё частичку своей души. Остаётся только поздравлять создателей и желать им в будущем побольше совместных творческих работ и успешных проектов. ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ: "Российский фильм "Подлец" выходит в ноябре в широкий прокат"

Ольга Остроумова: "Я горжусь своим сыном"
© Ревизор.ru