Алексей Учитель: в моих фильмах все герои падают в пропасть
ТАЛЛИНН, 6 ноя — Sputnik, Владимир Барсегян. Причиной такой популярности послужила компания, развернутая депутатом Государственной думы РФ Натальей Поклонской, против премьеры его фильма "Матильда". Алексей Учитель — лауреат множества кинофестивалей, народный артист России, снял более 20 фильмов, однако ни одна его киноработа не вызывала столь бурных дискуссий и событий, достойных того, чтобы лечь в основу отдельного фильма. "Дапкунайте о съемках "Матильды": понравилось играть императрицу" >> В Эстонии премьера "Матильды", романтической истории о любви между наследником русского престола, будущим императором Николаем II и балериной Матильдой Кшесинской, состоялась 26 октября. Автор первого вопроса, прозвучавшего во время встречи режиссера с журналистами, попытался выяснить, насколько близка режиссеру тема русского балета, — ведь его первый игровой фильм "Мания Жизели" был также посвящен балерине, Ольге Спесивцевой. Алексей Учитель ответил, что фильм "Матильда" совсем о другом, хотя в нем есть две балетные сцены. Кстати, эти сцены поставил Алексей Мирошниченко — главный балетмейстер Пермского академического театра оперы и балета, а в фильме снималась почти вся труппа театра. Режиссер отметил, что прежде всего его интересует не балет, а человеческие обстоятельства, в которых герои поставлены в такую ситуацию, когда им предстоит решить, каким путем идти дальше. "Такая экстремальная составляющая мне всегда интересна, во всех моих картинах — это то, что их объединяет. Во всех моих фильмах все герои падают в пропасть. Как из нее выбраться? Это и есть основа любой моей картины. Хотя я действительно люблю балет", — рассказал Учитель. Деньги и исторические неточности Позвучал вопрос "с подковыркой" — о том, насколько при создании фильма учитывалась возможность его дальнейшей продажи для показа в западных странах. Также был высказан упрек по поводу некоторых вольностей в обращении авторов фильма с реальными историческими событиями. "Кинокритик Мария Безрук: в "Матильде" нет политических откровений" >> Вопросы эти Алексея Учителя не смутили, и он парировал, что всегда делает фильмы с расчетом на экспорт и думает, что в этом ничего зазорного нет. "Что касается исторических неточностей, то я готов с вами поспорить и кое-что уточнить: в фильме есть доля вымысла — того, что не упоминается, скажем, в письмах, воспоминаниях… Но основные вехи в этой картине абсолютно историчны", — объяснил режиссер. Российский режиссер указал в качестве примера, что версий о крушении царского поезда было три (эпизод об этом трагическом событии есть в фильме). По одной, причина в том, что поезд был слишком длинным и его вели два паровоза. По второй версии, на пути поезда специально была поставлена лошадь — и это был террористический акт. В третьей версии фигурировала открутившаяся гайка, крепящая рельс. "Все три версии существовали, и мы имели полное право выбрать одну из них, которая была озвучена в те годы: лошадь с бревнами, которые упали на рельсы, и пьяный мужик… Это действительно произошло осенью, но я не считаю преступлением, что в фильме это сделано зимой. Просто по киноязыку это было более драматично и визуально интереснее. Мы не экранизировали учебник истории, в противном случае это было бы другое кино, и это был бы некий документ, но не художественное произведение". Казус Поклонской Был, конечно, задан вопрос о противостоянии фильму депутата Государственной думы Натальи Поклонской. На него Алексей Учитель ответил, что в этом противостоянии все далеко не однозначно. В начале, когда Поклонская только выступила со своими претензиями, он отнесся к этому нормально, потому что человек имеет право, по мнению режиссера, быть неравнодушным к личности Николая II. Однако было не совсем понятно, как человек, который не видел фильма, пытается его запретить. Ведь тезис о том, что это "святой" и поэтому нельзя трогать его прошлую жизнь, не имеет под собой ни юридической, ни исторической основы. Но потом, вспоминает режиссер, на сцене появились организации типа "Православного государства" — тогда стало действительно страшно. Страшно за кино прежде всего, хотя угрожали и лично ему: "Это было так называемое агрессивное православие, которое, по моему мнению, противоречит истинному православию. Ведь в своих посланиях эти люди призывали сжигать кинотеатры, убивать людей, которые там работают, и пытались, как террористы, запугать людей. Вот тогда наступил час "Х" — мы все вступили в эту борьбу и попросили государство защитить не нас, а зрителя, что и было сделано. Все эти люди арестованы, и я думаю, что в ближайшее время будут осуждены за свои преступления". "Сергей Мокрицкий: режиссер должен убить в себе оператора" >> Режиссер напомнил о том, что для запрета фильма в России есть одно простое правило — нарушение авторами законов России. Если эти законы нарушены и это признано определенными органами, тогда имеется право на то, чтобы фильм не вышел на экраны. Но всеми организациями, которые это определяют, было признано, что ничего не нарушено, поэтому фильм и вышел, хотя, конечно, по мнению Учителя, его авторы получили колоссальный психологический и эмоциональный удар. Кто и как становится героем фильма На вопрос корреспондента Sputnik Эстония о том, не вызовет ли фильм о культовом российском рок-музыканте Викторе Цое, который пока только задуман Алексеем Учителем, такой же реакции со стороны его фанатов, как и фильм "Матильда", был получен ответ, что работа эта была задумана еще лет семь тому назад и режиссер имеет на этот фильм полное моральное право: он снимал Виктора Цоя еще живого, реального. "Вот такое "Кино": русский рок сблизил жителей Эстонии" >> Это будет фильм о Цое, но без Цоя, там не планируется актер на роль музыканта. Фильм расскажет о том, что происходило сразу после смерти Виктора Цоя и было связано с людьми, которые его окружали. В фильме будут представлены абсолютно реальные персонажи, кто-то из них, по словам режиссера, уже умер, но многие живы, все имена будут изменены, кроме заглавного. Одного из участников встречи заинтересовал вопрос о том, как режиссер подбирает актеров на роли в своих фильмах. "Я всегда мучительно совершаю выбор актеров, для меня это проблема, причем все всегда зависит от драматургии. У меня есть такая тайна — мне мало только актерского мастерства и таланта, поэтому в фильме "Матильда" я полтора года искал героиню и попробовал более 300 актрис на главную роль. Мне всегда важно, чтобы характер самого человека во многом совпадал с тем, что написано в сценарии. Не сыграно было, а было внутри заложено…" — ответил Алексей Учитель. Говоря о специфике съемочного процесса, режиссер рассказал, что перед каждой картиной на две недели собирает до начала съемок всю съемочную группу и читает ей сценарий. В этот период каждый имеет право высказать свое мнение, а актеры могут предлагать изменения в тексте своих ролей. Учитель считает, что благодаря этому происходит сближение людей вокруг их будущей совместной работы, которое впоследствии позволяет избежать множества гипотетических ошибок и недопонимания.