Как снимался сериал «Дом фарфора»
Столичные приключения юной провинциалки Кати Королёвой, вынужденной бежать из родного Белгорода, где ей грозит тюремный срок по сфабрикованному делу, разворачиваются на фоне закулисья одного из самых популярных московских магазинов.
В свое время Дом фарфора на Ленинском проспекте был одной из «витрин социализма» и местом, где всеми правдами и неправдами люди пытались купить дефицитные сервизы. Шесть роскошных по тем временам залов были заполнены как советской, так и импортной продукцией, а хорошая посуда в те времена служила приданым, передавалась по наследству и рассматривалась как способ вложения денег.
Режиссер сериала Олег Асадулин раньше не снимал фильмов о Советском Союзе, но как человеку, увлекающемуся историей, ему было нетрудно воссоздать атмосферу восьмидесятых. Сложнее пришлось реквизиторам, которые ради полного погружения в эпоху искали аутентичные вещи и одежду.
«Мне хотелось сделать фильм-нуар. И стилистически, и драматургически. Нуар — это тени, свет, коварные злодеи и страдающая роковая женщина», — определяет Олег Асадулин.
Нужно признать, что страдающих роковых женщин в фильме немало. Героиня Стаси Милославской разрывается между генералом КГБ и сыном директора магазина. Начинающая певица оказывается в эпицентре шпионского противостояния, а жена генерала КГБ чувствует себя брошенной женщиной и пытается избавиться от молодой любовницы своего мужа. «Домохозяйки будут резать пальцы», — с иронией прокомментировала сюжет сериала Стася Милославская на своей страничке в социальной сети.
Кроме молодых, но уже популярных актеров (помимо Стаси Милославской можно отметить Анастасию Микульчину, Валерию Куликову, Илью Антоненко и Никиту Волкова) в сериале заняты многоопытные Анатолий Белый, Игорь Миркурбанов и Юлия Ауг.
Последней досталась роль глубоко несчастной генеральской жены.
«Это история женщины, у которой, на взгляд простого обывателя, есть все, чтобы быть счастливой: любимый муж, положение, деньги. Но при этом она глубоко несчастна. Она одинока и тихо спивается.
Пограничные состояния между внешним благополучием и абсолютной внутренней разрушенностью меня всегда притягивали. Мне пришлось в этой роли искать новые приспособления, новую себя, а это всегда очень здорово и интересно. Такие роли выводят из зоны комфорта и заставляют актера идти по новому пути!» — рассказывает актриса.
В фильмографии Юлии Ауг десятки фильмов и сериалов, за которые она получила немало наград, однако роль Татьяны Лужиной стала для актрисы испытанием, через которое она смогла пройти в том числе и с помощью своих коллег. «В одной из сцен я снималась с Натальей Вдовиной, Анатолием Белым и Игорем Миркурбановым, — вспоминает актриса. — С Игорем я не была знакома, а мне предстояло сыграть очень сложную для актера сцену. Моя героиня напивается, ведет себя крайне безобразно, буйно, неприлично. Все это она делает от отчаяния и невозможности вернуть внимание своего мужа.
С актерской точки зрения это всегда очень сложно. Во-первых, сложно играть пьяного человека. Во-вторых, всегда сложно играть какие-то экстремальные проявления, когда ты находишься эмоционально на самом пике. С одной стороны, для этого у тебя должен быть мощный темперамент, а с другой — ты должен не перебрать, и это очень опасно. Я очень волновалась. Игорь тогда подсказал мне пару невероятно важных вещей, за что я благодарна! Мне кажется, это могла быть одна из самых страшных и сложных сцен, которые мне довелось за свою карьеру сыграть».
По словам режиссера Олега Асадулина, почти все актеры должны были сыграть персонажей, которые проходят испытание любовью, причем в весьма непростых обстоятельствах. И, по мнению Олега, все выбранные им артисты, как молодые, так и уже очень известные, со своей задачей справились. «Это отличный опыт, было просто здорово! Я с огромным удовольствием работал с актерами», — говорит Олег.
Создатели сериала называют экранный результат своего труда прежде всего мелодрамой. Конечно, в картине есть довольно яркая детективная линия, связанная с противостоянием могущественных структур КГБ и МВД накануне смерти Брежнева, есть дотошно реконструированные интриги о дефиците и хищении социалистической собственности. Но все это становится лишь фоном для человеческих отношений, которые оказываются хрупкими, как фарфор.