«Иванов», «Дракон» и «Царь Эдип»: 10 спектаклей — номинантов «Золотой маски»
Осовремененная версия пьесы А.П. Чехова «Иванов», поставленная 130 лет спустя в том же здании, что и в первый раз, завершение брехтовской трилогии Юрия Бутусова, два падения Берлинской стены и дракон, единый в трех лицах. Десять спектаклей, которые однозначно стоит внести в свои театральные планы на ноябрь и декабрь. «Дыхание» Номинации: «Драма / спектакль малой формы», «Драма / работа режиссера», «Драма / женская роль», «Драма / работа художника» Место: Театр наций (Петровский переулок, дом 3) Ближайшие показы: 21 и 22 ноября, 23 и 24 декабря Мужчина (Роман Шаляпин) и женщина (Людмила Трошина) в аккуратно укомплектованном скандинавской мебелью доме экономкласса сортируют мусор, внимательно читают состав продуктов, которые едят, а после еды тщательно чистят зубы. И все время говорят о ребенке, которого могли бы завести, но не заводят — ведь появление еще одного человека может поспособствовать загрязнению окружающей среды и в итоге привести к концу света. Пьеса молодого британского драматурга Дункана Макмиллана об осознанности и ответственности в прочтении российского режиссера Марата Гацалова превращается в социальный памфлет. То ли герои не хотят никакого ребенка и все их разговоры — ритуальная попытка скрыть свой страх перед родительством, то ли их выхолостил модный бело-серый интерьер дома, в котором они живут. Ведь в мебельном каталоге действительно не место детскому плачу, испачканным подгузникам и настоящим живым чувствам. «Ахматова. Поэма без героя» Номинации: «Драма / спектакль большой формы», «Драма / работа режиссера», «Драма / женская роль» Место: «Гоголь-центр» (улица Казакова, дом 8) Ближайшие показы: 19 и 20 декабря В афише спектакля «Ахматова. Поэма без героя» актриса Алла Демидова значится и как исполнительница главной роли, и как один из создателей. В работе над третьим спектаклем цикла «Звезда», посвященного русским поэтам, она — блистательный интерпретатор и исследователь творчества Анны Ахматовой, автор книги «Ахматовские зеркала», посвященной «Поэме без героя», — приняла участие наравне с режиссером Кириллом Серебренниковым. Демидова вживается в строки самого загадочного произведения Ахматовой и дешифрует то, что осталось между ними. Зрители чувствуют себя гостями спиритического сеанса: актриса становится проводником в мир великого поэта, превращается в его двойника и переносит в 1943-й, где Ахматова вспоминает дореволюционные годы, свой поэтический дебют и говорит о неизвестности, таящейся в только что наступившем ХХ веке. «Кузмин. Форель разбивает лед» Номинации: «Драма / спектакль большой формы», «Драма / работа режиссера», «Драма / мужская роль» Место: «Гоголь-центр» (улица Казакова, дом 8) Ближайший показ: 10 декабря В двух драматических номинациях («Спектакль большой формы» и «Работа режиссера») основным конкурентом спектакля Кирилла Серебренникова и Аллы Демидовой стал «Кузмин. Форель разбивает лед». Это предпоследняя постановка из цикла «Звезда», в который также входят спектакли об Осипе Мандельштаме и Борисе Пастернаке. В 2018 году выйдет пятый, последний спектакль — о Владимире Маяковском. Среди этих имен интеллектуал, аристократ и переводчик Анатоля Франса Михаил Кузмин стоит как будто особняком. Он не был ни в фаворе, ни в опале у советской власти, хотя по нелепому стечению обстоятельств закончил свои дни в Мариинской больнице в Ленинграде. В 1918 году она получила название «Больница в память жертв революции». Владислав Наставшев, взяв за основу строчку из последнего прижизненно изданного сборника Кузмина о форели, разбивающей лед, сделал спектакль о внутренней силе поэта. На одной сцене встречаются юный блестящий Кузмин (Один Байрон) и он же, но поблекший, старый, готовящийся к финалу жизни (Илья Ромашко). Оба актера номинированы на премию как лучшие исполнители главной мужской роли, и их вынужденное соперничество составляет интригу не меньшую, чем соперничество между двумя постановками одного цикла. «Барабаны в ночи» Номинации: «Драма / спектакль большой формы», «Драма / работа режиссера», «Драма / мужская роль», «Драма / женская роль второго плана», «Драма / мужская роль второго плана», «Драма / работа художника», «Драма / работа художника по костюмам» Место: Театр имени А.С. Пушкина (Тверской бульвар, дом 23) Ближайшие показы: 11 и 27 ноября Солдат уходит на войну, а у его невесты появляется новый ухажер, который нравится ее семье. Как ей поступить? Ждать любимого или уступить тому, кого одобряют окружающие? Каким вернется с войны солдат, если вернется? Сюжет одной из ранних дидактических пьес Бертольта Брехта «Барабаны в ночи» в интерпретации Юрия Бутусова становится полем для визуальных экспериментов, как и два предыдущих обращения режиссера к брехтовским текстам («Добрый человек из Сезуана» в Театре имени А.С. Пушкина и «Кабаре. Брехт» в петербургском Театре имени Ленсовета). Черно-бело-красная эстетика кабаре, схематичные движения актеров, мертвенно-белые лица, потеки искусственной крови, тревожно грохочущие барабаны уносят за собой в макабрическую гонку из начала 1920-х, когда Брехт написал «Барабаны в ночи», к падению Берлинской стены в 1989-м, куда перенес действие пьесы Бутусов. «Демократия» Номинации: «Драма / спектакль большой формы», «Драма / работа режиссера», «Драма / мужская роль» Адрес: Российский академический молодежный театр (Театральная площадь, дом 2) Ближайший показ: 21 декабря Еще один спектакль, в финале которого падет Берлинская стена, — «Демократия» Алексея Бородина по одноименной пьесе Майкла Фрейна. Почти трехчасовой мужской спектакль (в нем заняты только актеры-мужчины) рассказывает о политическом скандале, разразившемся в ФРГ в 1974 году и приведшем к отставке тогдашнего канцлера Бундестага народного любимца Вилли Брандта. Оказалось, что его правая рука, личный секретарь Гюнтер Гийом, все годы своей верной службы являлся также шпионом ГДР, передававшим всю секретную информацию Штази. Шпионский детектив на сцене разыгрывается с помощью минимума средств — блестящей актерской игры и тонкой машинерии, созданной художником Станиславом Бенедиктовым. Стеклянные галереи из дверей становятся то запутанными коридорами Бундестага, то поездом, везущим Вилли Брандта по городам Германии, как рок-звезду, то лесной тропинкой, на которой утомленный канцлер собирает грибы на отдыхе со своим секретарем. «Дракон» Номинации: «Драма / спектакль большой формы», «Драма / работа режиссера», «Драма / мужская роль» Место: Московский художественный театр имени А.П. Чехова (Камергерский переулок, дом 3) Ближайшие показы: 17 ноября, 5 и 12 декабря Константин Богомолов, известный своими радикальными переиначиваниями классических произведений (ранее в МХТ имени А.П. Чехова он поставил, пожалуй, самую невероятную версию «Идеального мужа» Оскара Уайльда), добрался до советского сказочника Евгения Шварца. И — почти ничего не меняя в тексте — показал, что жизнеутверждающая пьеса «Дракон», написанная во времена Великой Отечественной войны, на самом деле очень страшное произведение. Положительный рыцарь Ланцелот спасает от трехголового Дракона (свирепая рептилия явлена в трех лицах — мужчина, женщина и ребенок) прекрасную Эльзу под бодрый микс советской эстрады и музыки из поп-блокбастеров девяностых, но ощущения «и жили они долго и счастливо» в финале не возникает. Слишком инфернальные персонажи окружают светлую пару, да и за время битвы в анилиново-розовом мире Ланцелот и Эльза успевают растерять и надежду, и силу, и радость. Отдельного упоминания заслуживают актеры: страдающего всеми душевными болезнями сразу Бургомистра играет Олег Табаков, трусоватого сына Бургомистра — его сын Павел Табаков, а главную голову Дракона — Игорь Верник, номинированный за эту роль на «Золотую маску». «Царь Эдип» Номинации: «Драма / спектакль большой формы», «Драма / работа режиссера», «Драма / работа художника» Место: Театр имени Е.Г. Вахтангова (улица Арбат, дом 26) Ближайшие показы: 13 и 14 ноября, 21 и 22 декабря Главная премьера минувшего сезона на Вахтанговской сцене — постановка античной трагедии Софокла «Царь Эдип», созданная на его родине, в Греции. Историю о царе, убившем отца и женившемся на матери, Римас Туминас поставил в Национальном театре Греции летом 2016 года. Спектакль, ставший одним из самых ярких событий культурной программы перекрестного года России и Греции, перенесли на сцену Театра имени Е.Г. Вахтангова осенью. В нем остались греческие актеры (хор поет на языке Софокла) и, кажется, дух античного театра, несмотря ни на современные костюмы исполнителей главных ролей (Эдип — Виктор Добронравов, Иокаста — Людмила Максакова), ни на сценические решения, не имеющие к Древней Греции никакого отношения. Вроде, например, огромной металлической трубы, перекатывающейся по сцене и недвусмысленно олицетворяющей рок. «Изгнание» Номинации: «Драма / спектакль малой формы», «Драма / работа режиссера», «Драма / мужская роль», «Драма / женская роль второго плана», «Драма / мужская роль второго плана», «Драма / работа художника», «Драма / работа драматурга» Место: Театр имени Владимира Маяковского (Пушкарев переулок, дом 21) Ближайший показ: 5 декабря Одним из триумфаторов предыдущей «Золотой маски» стал спектакль Театра имени Владимира Маяковского «Русский роман» Миндаугаса Карбаускиса по пьесе Мариса Ивашкявичуса. Постановка получила три премии в номинациях «Спектакль большой формы», «Работа режиссера» и «Главная женская роль» и уступила только в одной — «Работа драматурга». В конкурсе 2018 года новая работа театра представлена в семи номинациях — и это притом что в «Изгнании» дуэт Карбаускиса и Ивашкявичуса сработал нетипично. От событий, отделенных от сегодняшнего дня веками, они отошли к совсем недавнему прошлому — рубежу девяностых и нулевых, а от судеб исторических личностей — к судьбам простых людей. Главный герой спектакля — нелегальный мигрант Бен. В поисках лучшей жизни он приезжает в Лондон, но сталкивается с непреодолимыми преградами между собой и местными. У них другой взгляд, странно поджатая челюсть, и стать похожим на них не удается, как ни старайся. Выжить в мегаполисе ему помогает музыка Фредди Меркьюри, который родился в Занзибаре под именем Фаррух Булсара и смог покорить Запад. «Человек из Подольска» Номинации: «Драма / спектакль малой формы», «Драма / работа режиссера», «Драма / мужская роль», «Драма / работа драматурга» Место: «Театр.doc» (Малый Казенный переулок, дом 12) Ближайшие показы: 18 ноября, 8, 18 и 28 декабря «Человек из Подольска» — первая театральная постановка драматургического дебюта современного прозаика и поэта Дмитрия Данилова и один из немногочисленных спектаклей «Театра.doc», основанных не на документальных пьесах. Впрочем, в таком предостережении зритель, еще не посмотревший «Человека из Подольска», вряд ли нуждается. История о том, как житель Подмосковья попадает в московское отделение полиции и в ходе общения с его сотрудниками впадает в экзистенциальный кризис, не вызывает сомнений в своей фантастичности. Полицейские, к которым попал Человек из Подольска, ведут себя то ли как тонкие психоаналитики, то ли как школьные учителя — ответить на все их вопросы и не осознать никчемность собственной жизни невозможно. «Иванов» Номинации: «Драма / работа режиссера», «Драма / женская роль, «Драма / мужская роль», «Драма / мужская роль второго плана», «Драма / работа художника» Место: Театр Наций (Петровский переулок, дом 3) Ближайший показ: 13 и 14 ноября, 18 и 19 декабря Пьесу «Иванов» (с ударением на второй слог!) Антон Чехов написал в 1887 году специально для Театра Корша, здание которого сегодня занимает Театр Наций. Драму о 35-летнем интеллигенте-помещике, замученном долгами и болезнью опостылевшей жены, в которого к тому же влюбляется юная дочь кредитора, публика не поняла. От первого театрального опыта автора веселых рассказов ждали легкости. Сто тридцать лет спустя в тех же стенах «Иванова» встретили овацией и признали в постановке истинно чеховский дух, несмотря на то что Тимофей Кулябин перенес действие в условно наши дни. И пусть Иванов (Евгений Миронов) здесь неудачник-бизнесмен в мятом пиджачке, его жена Анна (Чулпан Хаматова) коротает вечера в видавшем виды флисовом худи, а влюбленная в Иванова юная Сашенька (Елизавета Боярская) не скромный ангел, а охотница за мужем с замашками тиранши. Мучаются все эти люди с абсолютно чеховским надрывом — безо всякой надежды.