Михаил Задорнов: «Кажется, всё не так плохо как кажется»
В своём интервью сатирик Михаил Задорнов рассказал, почему не выступал девять месяцев, почему взялся снимать документальный фильм о вещем Олеге, а также почему он считает российское образование несовершенным. Кроме того, он поделился соображениями, что нужно изменить в нашей стране, чтобы жить хорошо. Наталья ЗВЕРЕВА, CHEL.AIF.RU: Итак, Михаил Николаевич, вы выступали с предновогодними обращениями к россиянам в 1991-ом и 2010-ом годах. Вы бы обратились к стране в нынешние новогодние праздники? Михаил Задорнов: Ну, во-первых, если б я был президентом и мне надо было обратиться к людям, я бы сделал это утром 1 января, а не перед тем как вся страна нажрётся и будет аморально себя вести. Кстати, ночью вообще ничего нельзя отмечать: это только бесы на свои праздники собираются в полночь. Но это так, к слову. Так вот, я бы выступил утром и сказал, что главная наша задача сегодня наладить собственное производство, иначе в стране наступит полный кирдык и очень скоро. Производство, производство и ещё раз производство. И тогда впредь нам не будут страшны никакие санкции. Внутриутробные близнецы - Вас оскорбило то, что украинская власть внесла в конце прошлого года вас в так называемый «чёрный» список? - Не оскорбило – возвысило. У меня орденов нет. Но такая санкция по отношению ко мне приравнивается мною к получению ордена. Они пишут, что я разжигаю вражду между народами. Я ничего не разжигаю, просто они так воспринимают то, что я пишу. Ведь смысл всех моих выступлений в том, что мы одного рода, мы не просто народы-братья, а внутриутробные близнецы. Видимо, как раз это им не нравится. У меня такое ощущение, что на них применяют какие-то психотропные средства: они ничего не хотят видеть и понимать. - Что же делать? - Я считаю, что сегодня России следует прекратить всяческие попытки хоть как-то удержать Украину. Бывает, иные родители поучают сына, мол, не смей жениться на такой-то девушке, она тебе не пара, а сын возмущается, кричит, ссорится с родителями и уходит от них. Но стоит сына отпустить, и он через полмесяца вернётся сам, поняв, что хотел связать свою судьбу не с той. Мне кажется, что с Украиной надо поступить также, надо её отпустить. Она скоро поймёт, что Америка раскрывает ей свои объятия, чтобы задушить. - Критики пишут, что все ваши шутки злые, что вы бичуете равно как американцев, так и русских. - Кто больше всего злится? Тот, кто не понимает, о чём идёт речь. Кто такие интернетовские тролли? Это те, у кого не хватает ума понять, о чём пишет другой человек. Я бичую не самих американцев, а нелепость и несуразность в их стране. И соответственно наши попытки подражать всему худшему, что есть в Америке. Но в то же время я всегда говорю, что потенциально мы очень сильны и талантливы. Во время моих концертов люди не только смеются над нашими общими недостатками, но и гордятся нашими достоинствами. Так что, кажется, всё не так плохо как кажется. Рюрик и Олег - Вы пожертвовали сто тысяч рублей на съёмки документального фильма о вещем Олеге, чем этот фильм так важен для вас? - Я автор этого фильма. Одно такое авторское кино я уже снял, оно называется «Рюрик. Потерянная быль». Фильм о Рюрике набрал один миллион четыреста тысяч просмотров на моём сайте. Это говорит о том, что среди нашей молодёжи есть-таки интересующиеся историей. Значит, снимать надо. Тем более, что официальные историки России всех времён позволяли себе фантазировать: они писали историю так, чтобы она нравилась правительству. - Вы в этом уверены? - Я это точно знаю, потому что девять месяцев перед съёмками занимался только сбором исторического материала. С декабря прошлого года по сентябрь нынешнего я из-за этого совсем не выступал. И убедился в том, что роль Олега в истории даже более значима, чем роль Рюрика: если б он не объединил множество народов, России бы сегодня не было. Между тем, в истории об Олеге, который не был христианином, упоминают мимоходом. А это нечестно. - Раз съёмки фильма начаты, значит, необходимые средства собраны? - Да. На фильм о вещем Олеге прислали деньги около четырёх тысяч человек. Кто – пятьдесят рублей, кто тысячу, кто пять. А один человек прислал пятьсот тысяч, причём он пожелал остаться неизвестным. То есть кино народное. Это не те съёмки, на которые даёт деньги Абрамович, а потом ещё указывает, как снимать. Всего собралось три с половиной миллиона рублей. И до сих пор деньги потихоньку идут. Это признак того, что люди доверяют мне свои деньги даже без всяких гарантий. Должен сказать, что это приятно. - Где снимался фильм? - Мы со съёмочной группой проделали огромный путь – от Новгорода до Геленджика. Ехали так же, как шёл Олег, объединяя народы. Заглянули даже в Стамбул, который в древние времена назывался Константинополем и был столицей Византии. Византийцы того времени были предками Евросоюза. Между прочим, они первыми подчинили себе Киев. Это очень показательно и символично на сегодняшний день. Собирать грибы в гугле - Михаил Николаевич, вы начали публиковаться в 70-х годах. Насколько с тех пор изменилась русская литература? - Она наполнилась нечистью, бесовщиной. Появился мат и описание самых мерзопакостных сторон человеческого характера. Стало модно гнаться за рейтингом, чтоб книги продавались. Но это не так уж страшно, потому что недолговечно. То же самое произошло и в кино, и в театре. В одном из российских театров оперы и балета тореадоры мочатся на сцене, в другом актёры показывают зрителям свой зад, в третьем поставили спектакль с названием «Монологи вагины». Ничего этого в советское время не было и это правильно: это же интимная жизнь человека, её нельзя выносить на сцену. Я очень рад тому, что сегодня нецензурная речь наконец попала под некие запреты. В общем и целом перемены в худшую сторону ощутимы, но при этом ощутимо и появившееся желание людей увеличить объём добра в жизни. - Очень часто мишенью ваших выступлений становится система образования в нашей стране. На ваш взгляд, почему она остаётся несовершенной? - Вопрос задан некорректно. Несовершенная система образования подразумевает, что в ней есть что-то хорошее. А наша система образования совершенно отрицательна, потому что не развивает в человеке интереса к жизни и не учить жить. Чтобы кирдык не наступил - Читала, что вы являетесь сторонником движения «Звенящие кедры России», а в чём проявляется это ваше сторонничество? У вас есть родовое поместье? - Поместья у меня нет, но есть небольшой домик в Юрмале. Это не коттедж, не вилла, избушкой тоже не назовёшь, я называю его зимней берлогой. Я сторонник любой тяги к природе, а движение «Звенящие кедры» возвращает человека мыслями к правде. Правда ведь там – на полях, в лесах, в речках. Именитые российские режиссёры снимают видео и демонстрируют в Каннах, как пакостно жить в российской деревне. Но, между прочим, в российской деревне сегодня живут люди, которые гораздо нравственнее 99,9% этих самых кинорежиссёров. ДОСЬЕ Михаил Николаевич Задорнов родился 21 июля 1948 года в Юрмале. Школу окончил в Риге, в 1965 году поступил в Московский авиационный институт. Окончив его, некоторое время работал по профессии и руководил молодежным театром МАИ. Через какое-то время возглавил театр клуба им. Дзержинского. Знаменитым Задорнов стал в 1984 году, после того, как в телепередаче «Вокруг смеха» показали его выступление с рассказом «Два девятых вагона». Сатирик живёт между Москвой и Ригой. На протяжении последних лет занимается активным изучением этимологии и съёмками исторических документальных фильмов.