10 фильмов, в которых актеры дрались по-настоящему
Голливуд – это «фабрика грез», поэтому при любом удобном случае здесь предпочитают обходиться «малой кровью», что-то сделать на компьютере или в уменьшенном масштабе, где-то заменить звезду дублером, а хоть сколько-то ощутимых ударов избежать.
При съемках драк и рукопашных поединков постановщики используют большой спектр приемов, которые позволяют зрителю поверить в реальность происходящего на экране, но при этом не травмировать актера, ведь даже небольшой синяк или ссадина, полученная на съемках, – это дополнительные траты времени на грим, неудобство и дискомфорт.
Однако далеко не всегда мужчины могут сдержаться в порыве даже фальшивой схватки, и при желании можно вспомнить несколько фильмов, где актеры лупасят друг друга на полном серьезе. Мы вспомнили лишь наиболее яркие эпизоды…
Апокалипсис сегодня
Многострадальная работа над «Апокалипсисом сегодня» описана нами многократно – затянувшиеся почти на год съемки в джунглях у черта на рогах, жуткий перерасход средств и конфликты на площадке стоили немалого числа нервных клеток как самому Фрэнсису Форду Копполе, так и задействованным в картине актерам. И первым претендентом на нервный срыв или сердечный приступ был Мартин Шин, активно налегавший на алкоголь, – знаменитая сцена борьбы с самим собой едва не стоила ему жизни. Шину для разрушения номера в отеле не нужно было притворяться, он был мертвецки пьян, но Коппола, отчаявшись добиться адекватности от актера, просто позволил снимать Мартина в таком состоянии – и лучше вряд ли получилось бы. Режиссер вспоминает: «Это было очень странно. Мартин вдруг со всей силы зарядил по зеркалу и распорол руку. Он залил своей кровью все вокруг, но еще больше из него вырвалось настоящей животной ярости. Именно это мне и было нужно».
Бешеный бык
Биографическая драма «Бешеный бык» Мартина Скорсезе – фильм, который однозначно входит в число лучших картин в истории кино (а какой фильм Скорсезе не входит?), однако многих удивляет тот факт, что режиссера пришлось уговаривать приступить к съемкам, на самом деле проект был от начала и до конца выстрадан Робертом Де Ниро. Актер настолько горел желанием сыграть Джейка Ламотту, что доходило до кровопролития – как в сцене диалога с персонажем Джо Пеши. Словесные провокации перетекают в перепалку, а затем и в обмен ударами, причем Де Ниро получал вполне натуральные хуки, больно ранящие перстнем на руке его соперника. Лучшей оценкой работы актера стали слова самого Ламотты: «Я мечтал сыграть себя в кино сам, но режиссер сказал, что я не подхожу на эту роль. Слава богу, есть Роберт Де Ниро».
Рокки IV
Дольф Лундгрен – удивительный человек. В нем сочетается сила и ум, обаяние и ярость, он является чемпионом по каратэ и магистром в области химического машиностроения. И он же едва не стал убийцей Сильвестра Сталлоне, или, точнее, орудием самоубийства Слая, ведь на съемках «Рокки IV» тот сам попросил бить его на ринге по-настоящему. Эта история любителям кино хорошо известна: кульминационная битва Ивана Драго и Рокки Бальбоа для Сталлоне едва не закончилась плачевно уже на первых секундах. «После трех ударов Дольфа я почувствовал, что мне трудно дышать. Меня повезли в травмпункт, у меня сильно подскочило давление, я пролежал в реанимации восемь дней», – вспоминает Сталлоне. А вот Лундгрен в описаниях случившегося менее живописен: «Я всего лишь выполнял на площадке то, что от меня требовалось. Он был боссом и попросил бить в полную силу. Я и бил…»
Бойцовский клуб
Подпольные поединки «Бойцовского клуба» Дэвида Финчера – это, разумеется, сплошная постановка и работа профессиональных каскадеров, но одна из ключевых сцен была снята с первого дубля, причем актеры в ней в большой мере действовали импульсивно. Речь идет о первой драке Рассказчика с Тайлером Дарденом, когда персонаж Эдварда Нортона признается, что никогда не дрался, а герой Брэда Питта просит ударить его. По сценарию Рассказчик должен был ударить соперника в плечо, но Финчер подговорил Нортона заехать Питту в ухо. Эдвард долго не соглашался, зная, что партнер такого не ожидает, да и ссориться ему не хотелось – с Питтом он познакомился буквально за пару дней до начала съемок, – но режиссер был убедителен. И ровно так же убедительна была реакция Тайлера Дардена: «Ты ударил меня в ухо? Почему в ухо-то?!!» Даже немного жаль, что на этом месте камеры были остановлены, наверняка последующие эмоции Брэда Питта были весьма яркими.
Темный рыцарь
Работа Хита Лэджера, буквально принесшего себя в жертву Джокеру на съемках «Темного рыцаря», многократно была отмечена самыми высокими эпитетами, но ни в коем случае нельзя забывать и о том, что коллеги по площадке помогали актеру со всем возможным усердием. Порой даже несколько переступая границы, как это случилось в знаменитой сцене допроса Принца преступного мира Бэтменом. Лэджер сам попросил Кристофера Нолана и Кристиана Бэйла как-то обескуражить его для придания эпизоду особой напряженности, и исполняющий роль Темного рыцаря Бэйл воспринял эту просьбу буквально – он просто-напросто начал эпизод с весьма ощутимого удара Лэджера головой об стол. Реакция Джокера неподдельна – хорошо еще, что после такого вступления актер не забыл текст.
Забойный реванш
Возвращение на экранный ринг Сильвестра Сталлоне и Роберта Де Ниро в спортивной комедии «Забойный реванш» должно было стать сенсационным противостоянием Бешеного быка и Рокки, но лента получилась слишком легковесной, а герои двух популярных актеров оказались недостаточно объемны и симпатичны, чтобы зритель проникся к ним какими-то теплыми чувствами. Критики ленту растоптали, но Сталлоне и Де Ниро вспоминают о работе над ней с большой теплотой, хотя порой в кадре им приходилось обмениваться увесистыми ударами. «Роберт – крепкий боец, но мне удалось его достать пару раз. Он вряд ли в этом признается, но в одной из сцен я почти отправил его в нокдаун», – делится впечатлениями Слай. Ему вторит режиссер Питер Сигал: «Актеры не позволяли себе паясничать в кадре. Посмотрите на их кровоподтеки и шрамы от канатов – все было натурально!»
Волк с Уолл-стрит
С процессом съемок фильма «Волк с Уолл-стрит» Мартина Скорсезе связано много забавных историй, но одна из наиболее ярких связана с Джоной Хиллом и эпизодом, где его герой получает по лицу. Эпизод, где Джон Бернтал должен ударить Хилла, у Скорсезе долго не получался, и режиссер в какой-то момент предложил нанести удар по-настоящему. Джона не хотел показаться слабаком и попросил Леонардо Ди Каприо встать на его защиту и предложить Скорсезе попробовать какие-то другие ракурсы, но Лео в ответственный момент просто… промолчал. «Я не успел возмутиться, как прозвучала команда “Мотор!” и в мой нос врезался кулак Джона, - вспоминает Хилл. – Я вырубился и только спустя какое-то время сквозь шум в голове услыхал голос Скорсезе: “Приложите ему лед, поменяйте зубные протезы и снимаем дальше!”» Интересно, что «отомстил» Джона Хилл не Бернталу и даже не Скорсезе, а Ди Каприо, который не вступился за друга: в одной из сцен, где Лео приходилось есть сырую рыбу, Джона специально требовал дополнительные дубли, зная, насколько Ди Каприо неприятно нарушать свои вегетарианские правила.
Первый мститель: Другая война
Может показаться, что фильмы кинематографической вселенной Marvel снимаются исключительно на зеленом фоне, актерам здесь противостоят теннисные мячи, а все драки рисует компьютер, но на самом деле пламя страсти здесь порой достигает космических масштабов. Например, съемки одной из самых сложных сцен «Другой войны» заставили всю съемочную группу выложиться на триста процентов – мало того что работа над дракой в лифте затянулась на шесть дней, так еще и стесненные условия не позволяли актерам совершать размашистые фальшивые удары, Крису Эвансу и Фрэнку Грилло буквально пришлось драться по-настоящему. «К концу съемок мы с Крисом оба были упакованы в лед, как пара пакетов с брюссельской капустой, – вспоминает Грилло. – Но это было круто, на экране чувствуется каждый удар и настоящая боль».
Левша
К картине Антуана Фукуа «Левша» можно относиться по-разному, но работа Джейка Джилленхола заслуживает в нем всяческих похвал. Актер выложился полностью – в течение полугода он занимался в спортзале семь дней в неделю дважды в день, пока не набрал нужную форму. «Я видел, как он падал в зале без чувств и как блевал от усталости, – вспоминает Фукуа. – Джейк выходил на ринг против настоящих бойцов и дрался как лев. Мне порой было страшно оттого, что это именно я подтолкнул актера к краю этой пропасти». Тренировки сторицей окупились во время съемок, Джилленхол работал без дублеров, в каждой сцене бился по-настоящему. «Больше того, он требовал снять дополнительные дубли, а потом его просто выносили с ринга», – продолжает Фукуа.
Крид: Наследие Рокки
Оживление франшизы «Рокки» в 2015 году получилось много более удачным, чем «Забойный реванш», – «Крид» удостоился заслуженной похвалы критиков и честно заработал каждый доллар, собранный в кинотеатрах. По словам Сильвестра Сталлоне, в серии фильмов о Рокки существует традиция: новых актеров ждет своеобразное посвящение, они встречаются с соперниками много более сильными, ловкими и умелыми. Майкл Б. Джордан, сыгравший в фильме главную роль, посчитал, что ему будет достаточно интенсивных тренировок, чтобы успешно противостоять любому чемпиону. В первой же сцене британский боксер Тони Беллью выбил из Джордана всю спесь. «Я не успел даже занять стойку, как Тони прошелся по мне настоящим катком, – смеется Майкл. – Настоящий бокс не похож на удары в кино, на ринге стоит пропустить всего один удар, и ты уже беседуешь с ангелами».