Падал головой на животы девушек — беседа с актером Мурадиллаевым
Редкое девичье сердце не екнет, когда на экранах появляется харизматичный Алымбек из исторической драмы "Курманжан датка". Азиз Мурадиллаев признается, что получил эту роль спустя всего несколько часов после проб. — В российских СМИ отпрыски актеров часто жалуются, что родители не уделяли им достаточно внимания. Ваши отец и мать — тоже артисты. Детство было одинокое? — Нет, внимания мне хватало. Родители часто брали меня с собой на работу. Спектакли тогда начинались поздно, примерно в полвосьмого вечера, и шли гораздо дольше, чем сейчас, — по три часа. После мама и папа ехали в студию, где проводилось дублирование фильмов на кыргызский язык. Это тоже был долгий процесс: я сидел с ними до 2-3 ночи. Слушал актерские байки, играл в шахматы. Летом мы 70 дней гастролировали по стране. Ездили даже на самые отдаленные джайлоо, чтобы показать чабанам концерт и спектакль. Вот такие у меня были каникулы. — Вы окончили Высшее театральное училище имени Щепкина в Москве, откуда вышла целая плеяда известных российских актеров: от Светланы Немоляевой и Александра Домогарова до Марата Башарова и Кристины Асмус. Конкурс там сумасшедший, как вам удалось поступить? — Да, действительно, на одно место в училище претендуют 200-250 человек, причем среди них много талантов. Однако этого недостаточно — чтобы учиться там, нужны значительные финансы. Мне помогло государство, бывший президент Аскар Акаев как раз внедрял программу "Кадры XXI века". Я был готов к такому испытанию — имел за плечами три года учебы в другом театральном заведении. — Многие молодые люди уверяют, что не женятся раньше 30 лет, ведь "надо успеть нагуляться". Вы пошли в загс в 18. Не жалеете? — Ни капельки. Мы с супругой учились на одном курсе. Когда я привел ее к себе домой, чтобы познакомить с родителями, отец сказал: "Пусть все наступает раньше, кроме смерти". Желания "нагуляться" у меня не было… Кстати, у нас часто молодые люди устраивают пышные свадьбы, несут колоссальные расходы, а через несколько месяцев разводятся. Совет простой: не готов — не женись! — Почему вы вернулись в Бишкек, а не стали покорять театры Белокаменной? — Трудно это. Там очень много талантливых актеров, а "наверх" прорываются лишь единицы. Кроме того, у меня здесь остались жена, ребенок, мама. Папа умер, когда я учился на втором курсе. — Легко ли было найти работу в Бишкеке? — Несложно. Специально для выпускников "Щепки" тут открыли театр "Учур". Но не все из нас остались в искусстве: половина впоследствии распрощались с театром. — Отечественные режиссеры часто приглашают на съемки непрофессиональных актеров. С ними комфортно работать? — В театре такого нет. Отыграть двухчасовой спектакль — это все равно что провести живой концерт. Нужно элементарно текст выучить, а на его чтение тратишь по три часа. Без специального образования здесь нельзя, если только ты не талант от бога. Я считаю, любым делом должны заниматься профессионалы. Иногда мне говорят: "Азиз, давай ты еще и петь будешь". Но если у меня получается хуже, чем у профессионалов, зачем мне это надо? — А бывали в вашей работе курьезные случаи? — Конечно, мы сами себе их устраивали. Когда ты повторяешь одно и то же по два-три месяца, становится скучно. Хочется похохмить. Например, актер в образе должен получить "чековую книжку" и громко поблагодарить вручившего. А на бумаге кто-то заранее написал гадость. За сценой все хихикают, а актер не должен подавать вида, что прочел нечто неприятное. В юности я участвовал в спектакле про Кожожаша. Мы с ребятами играли козлят, которых убивают, и должны были 15 минут лежать на сцене "мертвыми". Со временем я приноровился падать так, чтобы незаметно съедать припасенный заранее бутерброд с колбасой. Еще и с другом умудрялся делиться! Вместе с нами также "умирали" девушки-козлята. Мы додумались падать головой им на живот, чтобы лежать было мягко, а они ничего не могли сделать — их же "пристрелили". — Наверное, после выхода фильма "Курманжан датка" в полку ваших поклонников прибыло… — Да, съемки длились три года, преимущественно в летнее время. Была одна сложность: как только солнце закрывалось облаком, звучала команда "Стоп, камера!". Нельзя, чтобы один кадр был светлый, а другой темный, поэтому все сидели и ждали, когда облако уйдет. Режиссер кричал: "Трехминутная готовность!" — а солнце выглядывало на 40 секунд и снова пряталось. Еще и жарко было в костюмах… Слава богу, я свою бороду отрастил и мог спокойно умыться, а у многих актеров были наклеенные. Мы вставали в 4 утра, чтобы за день отснять две-три минуты фильма. Вообще, это считается нормой. Не просто так 30-секундную рекламу два дня снимают. Приятно, конечно, что после этого фильма Министерство обороны вручило мне медаль "Намыс". — Чуть больше года назад вы услышали страшный диагноз. Врачи говорили, что требуется пересадка печени. О чем вы тогда думали? — Было очень страшно. Уезжая на лечение, я уже мысленно со всеми попрощался. Гарантий никто из врачей не давал. Когда я услышал, что операция не потребуется, это был настоящий праздник. Слава Богу, сейчас все хорошо. Я очень благодарен нашему народу, людям, которые меня поддерживали. Это сильно мотивировало. Даже московский врач сказал, что мой внутренний настрой сыграл большую роль, чем лекарства. — Вот-вот на экраны выйдет фильм "Ата" с вашим участием. О чем он? — О семье. Мы все прекрасно знаем, какую важную роль в жизни человека играет мать, а вот отцу чаще отводится банальная роль добытчика. В этой киноленте раскрывается тема отцовства… Но я не хочу все рассказывать, тем более что самого фильма пока не видел. Даже на закрытый показ прийти не смогу — у меня премьера в театре. Потом куплю билеты и схожу в кино.