Про ансамбль «Березка» снимают сериал
Выплывая на сцену, солистки этого ансамбля заставляли трепетать сердца даже самых строгих ценителей хореографии. Ансамбль «Березка» был едва ли не самым раскрученным советским брендом – и не безосновательно! Они были прекрасны, наши «березоньки»… Но все ли так просто было в ансамбле?
Получить ответ на этот вопрос нам поможет многосерийный фильм «Березка», к съемкам которого приступила кинокомпания «Русское» по заказу телеканала «Россия 1».
… 70 лет выдающийся хореограф Надежда Надеждина создала уникальный коллектив, ставший известным благодаря своим потрясающим танцам, в том числе знаменитому «плывущему» шагу. Казалось, девушки либо действительно плывут, либо, стоя на месте, достигают такого эффекта благодаря вращающейся сцене. От «Березки» сходили с ума. Но было у ансамбля и непростое «закулисье». В сериале танцовщицам - провинциалке Варе, амбициозной красавице Эдите и москвичке Лене - предстоит пройти через массу испытаний, порой неожиданных.
Надо признать, что список актеров, задействованных в съемках, как говорится впечатляет. Мария Порошина и Алексей Серебряков, Михаил Ефремов и Лидия Вележева, Нина Усатова и Надежда Маркина, Сергей Шакуров и Евгений Сидихин, Марк Богатырев и другие – неплохая заявка, не так ли? На главную же роль пригласили Любу Константинову – она стала известной после скандального клипа группы «Ленинград», а также Алену Коломину и Ольгу Бобкову.
У Марии Порошиной, как оказалось, для съемок в сериале были личные, особые причины. Как выяснилось, ее отец, Михаил Порошин, долгие годы был… солистом легендарной «Березки»! Светловолосый красавиц, ну просто Лель из сказки, тенор Порошин выступал между танцевальными номерами ансамбля: сначала пел, а потом…плясал с медведем. Да и сама Мария в детстве занималась в «Спутнике Березки» - вполне профессиональном коллективе подрастающих «березок».
Все описанное в сериале происходит в самый непростой для страны период – сразу после развала СССР и чуть до этого – с 1984 по 1991 годы. Наступают иные времена, танцовщицам в прямом смысле слова приходится выживать. Между тем, к миру танцев имеют отношение разные люди – и расчетливые циники, и искренние поклонники этого искусства. К съемкам привлекли и сотрудников «Березки», в том числе хореограф коллектива. Да и эскизы знаменитых сарафанов, в которых «плавали» на сцене девушки, костюмеры «Березки» передали костюмерам сериала.
Съемки сериала телеканала «Россия 1» пройдут в Москве и городах Золотого кольца. Самые живописные сцены будут снимать на Волге. Ну а премтера сериала состоятся в 2018 году – она будет приурочена к 70-летнему юбилею ансамбля.
Евгений Сидихин в сериале играет Михаила, отца одной из главных героинь, Вари. Запев между съемками, Нина Усатова, Лидия Вележева и подпевший им Сидихин внесли в сценарий коррективы, подарив картине ранее незапланированную сцену. Впрочем, Сидихин всегда любил экспромты.
Роль костюмера ансамбля, Ларисы, в сериале отдали Нине Усатовой. Для нее съемки в фильме – отчасти лекарство от ностальгии.
- Время, которое показано в фильме я хорошо помню. Помню и трудности, и радости. А ненависти не было вообще... – говорит актриса.
Любе Константиновой изначально предлагали играть Лену, но она влюбилась в образ Вари – деревенской девушки-саморока с непростой судьбой. Узнав, рядом с кем она окажется на съемочной площадке, вчерашняя студентка театрального вуза занервничала, но потом взяла себя в руки – это ведь не испытание, а почет! Воспитывали же Любу на советских фильмах, так что она, рожденная в 1994 году, имеет свое представление о том времени, в котором придется «оказаться»:
- Мне кажется, что тогда снимали про настоящее, а актеры феноменально искренне проживали судьбы своих персонажей. Атмосфера советских фильмов любима зрителем, и если нам удастся к ней приблизиться, это будет большая удача. Для меня киноплощадка превратилась в пространство, где я могу учиться актерскому мастерству.Нам предстоит работа с хореографами ансамбля «Березка». А пока я взяла несколько уроков народного танца в Петербурге и вспомнила, чему нас учили в Театральной академии. Танцевальные занятия входят в обязательную программу театрального института, и из всех танцев русский народный я любила больше всего. Я волнуюсь за танцевальные сцены, но думаю, что нам нужно не столько станцевать, как девушки из ансамбля, сколько передать русский дух, наполняющий их танец.
Режиссер-постановщик Александр Баранов полагает, что легендарная «Березка» неповторима - онавобрала все лучшее от народного танца: чистоту, достоинство… - И до сегодняшнего дня ансамблю удалось это сохранить! В современных танцах, при всей их красоте, мало внутреннего наполнения. А в танцах «Березки» воплотилась сама русская душа. На их концертах зал мгновенно откликается, зрители хлопают с первого такта и до последней секунды, а в конце начинают плакать, потому что их просто сшибает бешеная энергетика происходящего. По мнению режиссера, современному зрителю интересно то время, что показано в сериале: - В нем были настоящие человеческие отношения. Сегодня молодежь одинока, каждый предоставлен себе, а раньше все жили одним обществом, были объединены одной целью и общими ценностями… Мы очень серьезно готовились к съёмкам. Кастинг был сложный, поскольку многие роли требовали не только хороших актерских данных, но и сильной хореографической подготовки. Сейчас у нас сложился отличный актерский состав, и работать нам в удовольствие.
С ансамблем «Березка» съемочная группа связь наладила заранее. Это проект совместный, так что съемки идут тогда, когда это удобно обеим сторонам: у коллектива перерыв в гастролях, а у группы есть возможность снимать на натуре.
Большие ожидания от фильма и у исполнительного продюсер Ильи Папернова:
- Это один из флагманских проектов компании этого производственного сезона. Он очень долго готовился и обсуждался. Мы не снимаем документально-историческое кино. Мы стремимся передать душу ансамбля, который просуществовал столько лет и всегда восхищал зрителя своим мастерством и волшебной неповторимой техникой. У нас не действуют реальные исторические персонажи ни внутри ансамбля, ни за его пределами. Это история страстных людей, идущих к мечте. У ансамбля нет подноготной, это одно из самых чистых мест на земле, где все посвящено творчеству. Основательница ансамбля создала хореографию, которая оказалась выше сиюминутного течения времени, бытовых вопросов и обстоятельств. Мы очень надеемся, что после фильма еще больше зрителей вспомнят об этом волшебном ансамбле и захотят прикоснуться к чудесному миру танца «Березки». Это история людей, прикоснувшихся к миру танца. Людей разных: чистых и алчных, мечтающих и циничных, преданных и предающих.
Руководителя ансамбля «Березка» играет актриса Лидия Вележева:
- Я лично не знала Надежду Надеждину, но мне кажется, я ее хорошо чувствую. Это женщина огромной силы и огромной доброты, личность редкого масштаба, гордость страны и времени. Сыграть такую роль - это большая ответственность и большая честь, это как играть Жукова, Королева, Гагарина. Девушки из ансамбля «Березка» рассказывают, что Надеждина была очень требовательна в работе, но никогда не «сдавала» своих. «Березка» - это большая семья, в которой Надеждина была матерью. Наедине она могла поругать кого-то, но при посторонних всегда опекала и возвышала. Работа для Надеждиной всегда была на первом месте, и за родной коллектив ее сердце болело днями и ночами. У меня нет задачи быть похожей на нее внешне, я стараюсь воплотить нутро этой личности. Интересно, что одним из моих педагогов по актерскому мастерству в Щукинском театральном институте была племянница Надеждиной – Людмила Владимировна Ставская.
Ну а Алексей Серебряков признается, что это единственный случай в его биографии, когда он согласился на съемки, не читая сценария.
- Дело в том, что когда я получил это предложение, я поделился им со своей семьёй. Моя теща всю жизнь проработала в ансамбле «Березка», а моя жена выросла за кулисами этого ансамбля. Так что не было никаких вариантов. Мой герой – Анатолий - не танцует. Хотя даже если бы он и танцевал, все равно бы меня уговорили, - смеется актер, - но этот персонаж… курирует ансамбль по линии КГБ. Надо сказать, правда, что к ансамблю он относится с симпатией, как и к его руководительнице, а потому ведет себя деликатно и во всем помогает.