9 российских кинопремьер, которые разгонят тоску
Российские сериалы уже давно являются самостоятельными произведениями, которые вполне котируются на мировом рынке. Российское кино регулярно получает призы на самых престижных киносмотрах. И этой осенью нас ждет целая россыпь отличных отечественных премьер, которые можно посмотреть в единой подписке видеосервиса START.ru.
Вторым, после «Времени первых», отечественным ответом куароновской «Гравитации» стал «Салют-7», рассказывающий про то, как на исходе (но все еще находящейся в активной фазе) холодной войны Советский Союз теряет контроль над беспилотной станцией и отправляет двух космонавтов — командира полета Федорова (Владимир Вдовиченков) и бортинженера Алехина (Павел Деревянко) — на орбиту, чтобы они не дали станции упасть на Землю.
Снятый по мотивам миссии корабля «Союз Т-13» (и по сценарию Алексея Чупова, Натальи Меркуловой и Бакура Бакурадзе, последний выступил еще и продюсером картины) «Салют-7» Клима Шипенко не только напряженный психологический триллер, но и завораживающий аттракцион — что большая редкость для отечественного кино.
С первых кадров видно, что жанровый режиссер Шипенко учился киноискусству на Западе, — в том, как он нагнетает саспенс, есть что-то голливудское. В итоге, следуя за увлекательным сюжетом, мы оказываемся в эпицентре событий, которые доходчиво объясняют нам, что холодная война на Земле не идет ни в какое сравнение с холодом безразличного космоса. И что настоящая битва (но не за сферы влияния, а за человеческие жизни) происходит на небесах.
"Аритмия", реж. Борис Хлебников
Один из самых титулованных фильмов этого года: Гран-при «Кинотавра» и не только. Режиссер «Сумасшедшей помощи» Борис Хлебников снял кино про врача из бригады скорой помощи (Александр Яценко), жена которого — тоже врач, но из приемного отделения (Ирина Горбачева) — предлагает мужу развестись, потому что из их отношений исчезло что-то важное. Это сообщение возымеет должный эффект и станет своего рода разрядом тока для их брака: сердца обоих забьются быстрее. Однако кардиограмма фильма устроена гораздо хитрее, чем может показаться из пересказа синопсиса.
У «Аритмии» очень женский взгляд на природу супружеских отношений (соавтор сценария — Наталия Мещанинова, режиссер «Комбината «Надежда»), а также интересная жанровая конструкция. Хлебников и Мещанинова скрещивают производственную драму и мелодраму, чтобы, очевидно, от их соприкосновения летели искры. Но время идет, а искр все нет, есть лишь легкое трение — но это неcпроста. Всю картину герой Яценко копит в себе энтропию, полученную на работе, чтобы выплеснуть ее только ближе к финалу в разговоре с женой. И так получается даже мощнее: во время этого разговора от экрана начинают лететь не то что искры, но исходить настоящие электрические разряды.
"Теснота", реж. Кантемир Балагов
Пожалуй, самый громкий отечественный дебют этого года.
Выпускник экспериментального курса Александра Сокурова в Нальчике Кантемир Балагов так ловко обращается с киноязыком и художественными образами, что даже не заподозришь в нем новичка. Столь дерзкий старт не остался без внимания на Каннском фестивале, где «Теснота» участвовала в программе «Особый взгляд» и получила приз ФИПРЕССИ. Сюжет: конец 90-х, из проживающей в Кабардино-Балкарии еврейской семьи похищают сына, за которого родители не способны заплатить выкуп. Но это только экспозиция, триллерная затравка, чтобы зритель сразу не заскучал. Внутри фильма про киднеппинг есть сложная история про то, как главным героям оказывается тесно в их жизнях, друг с другом и даже внутри самого экрана.
Дело в том, что в картине использован формат 1,33:1, создающий клаустрофобическую атмосферу и образующий идеальное сочетание формы и содержания. Но этим достоинства картины не ограничиваются, одно из ее главных украшений — грандиозная Дарья Жовнер, играющая старшую сестру похищенного парня.
Она похожа на молодую Сигурни Уивер, что выглядит довольно символично, так как «Теснота» тоже в какой-то мере рассказывает о чужих и о том, как не только отдельным людям, но и разным народам оказывается тесно на этой планете.
"Последний богатырь", реж. Дмитрий Дьяченко
Кинокомпания Disney уже не в первый раз присматривается к русскому сказочному фольклору. Но если «Книга мастеров» выглядела как неудачная попытка смешать диснеевский подход со стилистикой советских сказочных экранизаций, то к «Последнему богатырю» режиссера Дмитрия Дьяченко («О чем говорят мужчины», «Кухня в Париже», «СуперБобровы») голливудские лекала пришлись кстати. Сюжет классический: обычный парень Иван (Виктор Хориняк) попадает из нашего мира в сказочный, где до сих пор обитают Баба-яга, Кощей, Водяной и Василиса (какая сказка без романтической линии). Там он оказывается богатырем, которому надо этот мир спасти. Из такой простой завязки вырастает добрый и смешной семейный фильм, наследующий сразу и формату «Диснея», и традициям отечественных экранизаций русских сказок, что и отразилось на рекордном бокс-офисе картины.
"Отель Элеон", 3-й сезон, реж. Максим Свешников
Спин-офф сериала «Кухня» с первого сезона пытался занять нишу качественного производственного ситкома, но довольно быстро от истории о буднях гостиничного бизнеса сделал шаг в сторону детективных перипетий со множеством любовных многоугольников.
В «Отеле Элеон» действительно меньше отеля, чем было кухни в «Кухне». В третьем сезоне, который выводит сюжет на финишную прямую, сценаристы обещают удивить зрителей. Например, в одной из серий в роли самого себя выступит популярный певец Егор Крид.
В кадре снова появится секс-символ российских сериалов с сербскими корнями Милош Бикович, вокруг которого сложился целый фан-культ. А специально для скучающих по старой доброй «Кухне» в сериал вернется повар Федя (Михаил Тарабукин).
Возможно, это повлечет за собой новые проделки кухонной парочки — Феди и Сени (Сергей Лавыгин), который в «Элеоне» работает шеф-поваром. Среди новичков сериала — Егор Корешков («Восьмидесятые», «Горько!»).
"Чернобыль. Зона отчуждения", 2-й сезон, реж. Андерс Банке, Павел Костомаров
Долгожданное продолжение фантастического сериала, съемки которого заняли три года — в том числе потому, что часть их проходила в США. Связано это было с тем, что в первом сезоне главные герои отменили чернобыльскую катастрофу — и та случилась не в Припяти, а на американской АЭС Калверт-Клифс.
Эффект бабочки повлек за собой и другие глобальные изменения: в альтернативном будущем Штаты раздирает гражданская война, а СССР никогда не распадался. Чтобы все исправить, ребята отправляются в постапокалиптическую зону отчуждения, где их ожидают кровь и песок в духе «Безумного Макса».
К слову, в этих сценах документалист Павел Костомаров, нашедший себя в режиссуре модных сериалов (он также снимал второй сезон «Закона каменных джунглей»), не просто дает Джорджа Миллера, а вместе с ним и Алехандро Гонсалеса Иньярриту, но и демонстрирует постановочный уровень, достойный сравнения с лучшими западными сериалами, — такого амбициозного проекта отечественное ТВ еще, кажется, не видело. Что же касается сценария Ильи Куликова, то он, как всегда, нашпигован неожиданными сюжетными поворотами, лихими жанровыми миксами и отсылками к «Лосту» — так, например, действие второй серии целиком происходит в самолете. Впрочем, этот эпизод цитирует не только сериал «Остаться в живых», но и экранизацию кинговских «Лангольеров».
"Демон революции", реж. Владимир Хотиненко
Заявленный как «подлинная история русской революции», сериал Владимира Хотиненко совмещает в себе художественную и публицистическую линии.
Документальные вставки о доле сельского хозяйства в экономике дореволюционной России и производстве электроэнергии даже снабжены инфографикой с точными процентами. Однако как раз историческая база сериала и вызывает вопросы: за его основу взята популярная конспирологическая теория о том, что деньги на революцию в России дала Германия, а Ленин (Евгений Миронов) был агентом иностранных сил. Представляет эти силы марксист Александр Парвус (Федор Бондарчук), который фактически искушает Владимира Ильича.
Если не ждать от сериала документальной точности, останутся убедительные актерские работы и крепкая режиссура. Хотиненко продолжает любимую тему «России, которую мы потеряли», начатую с сериала «Гибель империи» и экранизации «Бесов» Ф.М.Достоевского. Авторское отношение к происходящему подается очень явно, но это производит должный художественный эффект.
"Мост", реж. Константин Статский, Максим Василенко
«Мост» — ремейк популярного шведско-датского детектива. Как и в оригинале, сюжет строится вокруг двух полицейских из разных стран, расследующих одно убийство, — в адаптированной для русского зрителя версии это дуэт российского следователя Максима Казанцева (Михаил Пореченков) и его эстонской коллеги Инги Веермаа (Ингеборга Дапкунайте). Вместе они составят классическую пару напарников-антагонистов, которые дополняют друг друга.
Помимо этого, стоит ожидать конфликтов между персонажами из-за разницы подходов и менталитетов (без шуток о национальных стереотипах, разумеется, не обошлось). Кстати, отечественный вариант «Моста» — это уже третий ремейк скандинавского нуара.
До этого свои адаптации сняли американцы, а также британцы совместно с французами.
"Лучше, чем люди", реж. Андрей Джунковский
Научно-фантастический сериал «Лучше, чем люди» — смелый эксперимент по созданию то ли российской версии «Мира Дикого Запада», то ли отечественного побратима шведского сериала «Настоящие люди» (у него еще есть американский ремейк). По сюжету в недалеком будущем роботы живут среди людей, выполняя функции слуг. Их высокая эффективность лишает людей рабочих мест, из-за чего возникает социальная напряженность.
Однажды андроид-няня Ариса (Паулина Андреева) внезапно пропадает и отказывается выполнять приказы человека. У нее есть баг, о природе которого до определенного момента неизвестно.
Постепенно история превращается в поиск ответа на классический вопрос «Снятся ли андроидам электроовцы?», то есть могут ли самые совершенные роботы, которые лучше, чем люди, на самом деле быть людьми — и что им для этого нужно. На заметку: режиссер Андрей Джунковский до этого поставил два первых и крайне откровенных сезона сериала «Сладкая жизнь».
START.ru — премьерный видеосервис от ведущего российского кино- и телепроизводителя, компании Yellow, Black and White.
Сервис предлагает пользователям по всему миру самые ожидаемые телепроекты, главные кинособытия года и уникальные сериалы на русском языке, созданные специально для своих будущих подписчиков. Все фильмы и сериалы доступны в качестве Full HD 1080 на всех платформах, без дополнительных платежей. Обладатели мобильных приложений могут скачать понравившийся контент и насладиться им в дороге, в том числе без доступа к интернету. Стоимость подписки на START.ru составляет 299 рублей/мес. Зарегистрированным пользователям предоставляются 7 дней бесплатного доступа к сервису.
Текст: Евгений Ткачёв, Антон Иванов