Своими фильмами он многим продлил жизнь

Его дар будто был заложен в его имени. И признание миллионов тоже — Эльдар на тюркском языке означает «владеющий миром». Ученик Эйзенштейна и Козинцева, Эльдар Рязанов окончил ВГИК в 1950 году с отличием. До прославившего его фильма «Карнавальная ночь» было шесть лет, заполненных съёмками сюжетов для киножурналов - впрочем, один из них, «Остров Сахалин», получил приз на фестивале в Каннах. А после «Карнавальной ночи» родился блестящий комедиограф. Вся кинематографическая судьба Рязанова — преодоление. Чиновничьего страха, косности мышления, банальной глупости надзирающих за искусством. Та же «Карнавальная ночь» показалась им спекуляцией на тему борьбы с бюрократизмом. Деточкина из «Берегись автомобиля» назвали вором, который романтизирован. А «Служебный роман»? Это же карикатура на здоровый коллектив офисных тружеников. «Ирония судьбы, или С лёгким паром!», без которой теперь Новый год не представить, - это просто пропаганда алкоголизма. Ему мешали выбирать актёров. Министр культуры Екатерина Фурцева возмутилась тем, что национального героя Михаила Кутузова в «Гусарской балладе» сыграл мастер комедийных ролей Игорь Ильинский. Она потребовала фильм переснять. И неизвестно, что бы с ним было, если бы не похвальный отзыв зятя Хрущёва Алексея Аджубея. Рязанов так ответил на вопрос анкеты об основной черте его характера: «Ненасытность, во всех смыслах».Двадцать восемь лет (!) пролежал на полке фильм «Человек ниоткуда». Всё потому, что серый кардинал КПСС Михаил Суслов сказал о нём с трибуны съезда: «В идейном и художественном отношении этот фильм явно не оттуда». Ещё бы — советские реалии показывались в нём глазами дикаря. Телефильм 1980 года «О бедном гусаре замолвите слово» перестраховщики из Гос­кино сочли опасным - шла война в Афганистане, и проверку жандармом Мерзляевым благонадёжности гусарского полка якобы могли сравнивать с проверкой наших воинских частей сотрудниками КГБ. Сценарий пришлось переделывать три раза, съёмки постоянно останавливались. А сколько критики раздалось после выхода картины «Жестокий романс» - её, по оценкам читателей «Советского экрана» признанную лучшей в 1984 году, называли надругательством над «Бесприданницей» Островского. Почти десять лет лежал без движения сценарий Рязанова и постоянного соавтора его шедевров Эмиля Брагинского «Забытая мелодия для флейты» — в 1976 году, когда он появился, нельзя было снимать кино, где так саркастично показывался разрыв между чиновными бездельниками и простыми людьми. Фильм был снят только в 1987-м - пошла перестройка. Но и она, как все мы знаем, не принесла умиротворения. Рязанов с грустью говорил: «Раньше мечтали уехать за границу, а сейчас езжай, были б только деньги. С этой точки зрения жизнь стала лучше, интереснее, богаче. Но она стала бездуховной… Россия привыкла жить в жёстком режиме, и когда вдруг наступила свобода, выяснилось, что многие не понимают, что это такое… Отсюда ужасный разброд, шатание, распущенность нравов». В фильмах Рязанова мастерски переплетены эпизоды, вызывающие приступ смеха, с очень лиричными и грустными сценами, жизненность и фантасмагория, прекрасные диалоги с дивной музыкой. А какой восхитительный актёрский состав! «Это человек, которому я обязан очень и очень многим, — сказал о мастере народный артист СССР Олег Басилашвили.­ — Пять фильмов сработано вместе, и в каждом он открывал для меня не страну, не людей, а самого меня… Всей своей жизнью Эльдар доказывал, что если ты равнодушен, если ты не гражданин, если ты не пронизан особым чувством любви к своей Родине, ты не актёр». «Кажется, что великие люди, как Эльдар Рязанов, должны жить вечно, — это слова народной артистки России Ирины Мазуркевич. - Эльдар Александрович многим-многим людям своими картинами продлил жизнь». Но были не только картины. Он писал книги, вёл «Кинопанораму», сделал несколько телевизионных программ на разные темы, открыл в Москве в 2005 году киноклуб «Эльдар». Именем великого режиссёра названа улица недалеко от клуба. С 17 ноября в разных кинотеатрах столицы пройдёт показ его фильмов. В Самаре, где он родился, открыт памятник Рязанову. «Памятник появится и в Москве. Но самый главный памятник — здесь, у нас в сердце», - сказал председатель Комитета Госдумы по культуре Станислав Говорухин. А первый заместитель Говорухина по комитету Иосиф Кобзон подчеркнул: «Заслуги кинорежиссёра перед Россией настолько велики, что его личность должна светить ещё многим поколениям».

Своими фильмами он многим продлил жизнь
© Парламентская газета