Как пророчество разрушило жизнь и карьеру последней кинозвезды сталинской эпохи
Семнадцатого ноября исполнится 116 лет со дня рождения режиссера Ивана Пырьева, основателя Союза кинематографистов, директора «Мосфильма» и режиссера всеми любимых комедий той поры: «Трактористы», «Кубанские казаки», «В шесть часов вечера после войны». За глаза Ивана Александровича называли Иваном Грозным, за его крутой и непредсказуемый нрав. Его боялись. Его уважали. В том числе и поэтому он с такой легкостью расправлялся с неугодными актрисами, которым ломал карьеру и жизнь. Время перемен Весна 1936 года. Прекрасная солнечная погода. Дом кино. Две девушки о чем-то увлеченно болтают, к ним подходит молодой мужчина. Они решают ехать к одной из подруг в гости. Подбегают к автобусу, и, пока мужчина помогает подняться в салон девушкам, двери закрываются. Попутчик, смеясь, кричит приятельницам вслед: «Не судьба!». Но неожиданно автобус останавливается и открывает двери. Мужчина влетает в салон и выдыхает: «Все-таки судьба!». Так произошло знакомство 28-летней Марины Ладыниной и 35-летнего Ивана Пырьева. Иван Пырьев, 1947 год. wikimedia Вечером режиссер отправился провожать актрису в общежитие. Они друг друга понимали с полуслова и были абсолютно счастливы. Иван признался Марине, что влюбился в нее с первого взгляда и предложил выйти за него замуж. Правда, мужчина не стал уточнять, что женат и имеет сына. Первая жена Пырьева Ада Войцик. 1928 год фильм «Дом на Трубной». Кадр из фильма Любовный треугольник 1936 год оказался тяжелым для Пырьева. Он закончил работу над картиной «Партийный билет», которая категорически не понравилась властям. Режиссера уволили с киностудии «Мосфильм». Его жена всячески пыталась приободрить опального мужа, но ей это давалось с большим трудом. Актриса Ада Войцик знала о новом увлечении мужа: о романе с Ладыниной шепталась вся столица. Мужчина разрывался между двумя женщинами: то жил с Адой и сыном Эриком, то срывался к Марине. Уволенного режиссера пригласили поработать в Киев. Там он начал съемки «Богатой невесты», пригласив на главную роль свою возлюбленную. Однако и эта картина не понравилась чиновникам. К счастью Ивана Александровича, сменился руководитель Народного комиссариата просвещения РСФСР, который в 30-х годах контролировал науку, образование, культуру, в том числе и кино. В результате комедию с великолепными песнями Исаака Дунаевского одобрили. Над фильмом хохотал сам Иосиф Сталин, и «Богатая невеста вышла на экраны». Ладынина и Пырьев мгновенно стали популярными и обласканными властями. При этом режиссер из семьи уходить не собирался. В 1938-м Ладынина родила Пырьеву сына, дав ему имя Андрей. Но даже тогда Иван Александрович не сумел разобраться со своими женщинами. В результате актриса записала мальчика как Ладынина. И даже когда Марина и Пырьев поженились, она отказалась менять сыну фамилию, хотя режиссер на этом настаивал. По этому поступку можно судить насколько артистка была обижена на любимого мужчину, не принявшего ее с новорожденным сыном. А тогда он приходил к ней в роддом, оставлял цветы, подарки, деньги, но молодая мама не принимала презентов. Выписавшись из больницы, она с крохотным Андреем уехала в Одессу. «Богатая невеста» 1937 год. Кадр из фильма Иван Пырьев начал подготовку к фильму «Трактористы». В главной роли он видел только Ладынину. Но она не желала с ним общаться. Он засыпал ее телеграммами. Приходили послания с «Мосфильма», в которых говорилось, что если актрисе важна жизнь режиссера, то она должна немедленно вернуться в Москву. Влюбленная Марина Алексеевна сдалась. На этот раз Пырьев окончательно ушел из семьи, несмотря на то, что был сильно привязан к своему старшему сыну Эрику. Говорят, его первая супруга Ада Войцик после этого пыталась покончить с собой. Несчастная женщина позвонила разлучнице и предрекла: однажды Пырьев бросит точно так же и саму Марину. И пророчество сбылось. «Трактористы», 1939 год. Кадр из фильма Жена - только после работы Интересно, что Пырьев не сразу женился на Ладыниной. Они вместе жили, воспитывали сына, снимали кино, но официально не были мужем и женой. На съемочной площадке режиссер был строг и порой жесток с актрисой. Он не делал ей поблажек, не прислушивался к ее мнению. Говорят, как-то от переутомления Марина Алексеевна упала в обморок. Первое, что спросил Иван Александрович, когда она пришла в себя, было: «Работать можешь?». Но после смены, когда оба садились в машину, чтобы ехать домой, Пырьев говорил любимой «Здравствуй» и становился очень нежным, любящим супругом. Ладынина и Евгений Самойлов в фильме «В 6 часов вечера после войны» Проклятие Семейная и кинематографическая идиллия продолжалась до конца 50-х. Пырьев был любимцем Сталина, а Марина Алексеевна вошла в плеяду кинозвезд той эпохи. На двоих у супругов было 11 Сталинских премий. Кстати, Ладынина намного пережила своих коллег-соперниц Любовь Орлову, Валентину Серову, Людмилу Целиковскую, уйдя из жизни в 2003 году. Ладынина и Владимир Зельдин в фильме «Свинарка и пастух» Людмила Марченко, которую называют разлучницей Пырьева и Ладыниной. wikimedia В 1959 году Пырьев снял фильм «Белые ночи», в котором главную роль сыграла не его жена Марина Ладынина, а 19-летняя студентка ВГИКа Людмила Марченко. С этого момента для Марины Алексеевны жизнь превратилась в кошмар, и, наверное, она не раз вспоминала слова Ады Войцик и ее проклятие. 58-летний режиссер, как мальчишка, влюбился в Марченко. Его не останавливали ни сплетни, не советы друзей, мужчина был полностью охвачен страстью. Однако Марченко ответила отказом на ухаживания заслуженного мэтра. Чтобы доказать свои чувства к девушке, он даже ушел от Ладыниной, чем поверг в шок всю кинообщественность. Но и это не помогло. Говорят, мужчина просил руки у мамы начинающей актрисы, но та его выставила за дверь. Спасать мужа кинулась Ладынина. Она его простила и попросила вернуться в семью. Однако супруги не смогли вернуть прежние отношения. Кто-то из приятельниц надоумил звезду написать письмо в ЦК. Ладынина не знала, как лучше поступить, она мучилась и металась. Потом долго собиралась с мыслями, что-то писала на бумаге, но в результате порвала и выбросила в корзину. Но их домработница собрала все клочки, склеила и показала Пырьеву. Он в этот же день ушел из дома и больше не вернулся. Марина Алексеевна несколько раз отказывалась разводиться, но в конце концов Пырьев и Ладынина расторгли свой брак в 1962 году. То разорванное письмо режиссер посчитал страшным предательством. Позднее он признавался своей третьей жене Лионелле Скирде, что, если бы не та жалоба в ЦК, он никогда бы не ушел из семьи. А так он вычеркнул Ладынину из своей жизни. Сейчас принято считать, что после развода Пырьев запретил другим режиссерам снимать Ладынину в кино. Но их общий сын когда-то говорил журналистам, что такого не было. Просто сама Марина Алексеевна не хотела появляться на экране постаревшей. Она мечтала, чтобы зрители запомнили ее молодой и красивой. В ночь с 6 на 7 февраля 1968 года Ладыниной приснился сон: Иван Пырьев стучал ей изо всех сил в окно. Уже днем она узнала, что ее любимый Ваня умер. Говорят, она попросила разрешения у третьей жены Пырьева Лионеллы простится с режиссером наедине. А на похоронах кому-то призналась, что до сих пор его любит. Третья супруга Пырьева Лионелла, взявшая после женитьбы его фамилию. После смерти режиссера вышла замуж за Олега Стриженова. Кадр из фильма «Опасные гастроли»