Войти в почту

«Матильда». Драма в интерьере

Нет, не похож Ларс Айдингер на русского государя. Почему яркое кино еще до премьеры успело перессорить зрителей и критиков? «КС» разбирался на основе собственных впечатлений. На Ямале, на большом экране, фильм показали только в Тарко-Сале и Губкинском. В мегаполисах его представили шире, так что у киноманов проблем с просмотром не было ... Почти не было. Итак, Екатеринбург, сеанс в маленьком синематографе в километре от места казни героев драмы. После показа обещана встреча с Алексеем Учителем. Довольно просторный зал не полон. Скандал уже отшумел, кто хотел посмотреть – окультурился, кто протестовал – поджег кинотеатр или въехал в него машиной. Поэтому на сеанс пришли люди спокойные, без надрыва. Фильм начинается с нескольких эффектных эпизодов. Коронация и обморок императора. Крушение поезда. Скандал в театре... ГРАЖДАНЕ, СОХРАНЯЙТЕ СПОКОЙСТВИЕ! Кадры мелькают, и вдруг загорается общий свет. Горит и горит – минуту, две... пять. Кино идет, но все встают и неспешно двигаются к выходу. Эвакуация. Привычная для жителей столицы Урала. Каждый уже хоть раз менял свои планы: по команде полиции организованно уходили из ресторана, из торгового центра. Поэтому все спокойно движутся в гардероб, толпятся в полуподвале. – Если что-то случится – то здесь. – Пофиг на жизнь, главное – куртку забрать, – иронизируют над собой же уральцы. Гардеробщицы в будничном темпе раздают пальто. В холле ходят полицейские с автоматами, эмчеэсники. На улице, перед входом, пожарные открыли кран гидранта. На асфальт хлещет вода, растекается. Толпа не расходится, стоит с недоеденным попкорном. Фотографирует. Сверившись с городской афишей, быстро рву в соседний кинотеатр. Начало – через двадцать минут. Если бежать – успею. Встречи с режиссером, увы, не будет, но хоть картину посмотрю. КОГДА ТРЕТИЙ ЛИШНИЙ. ДАЖЕ РЕЖИССЁР Неканоничный вышел Николай... На чем мы там остановились? Недоброжелательница незаметно развязывает одну бретельку на платье главной героини, Кшесинская танцует... Лиф сползает с одного плеча. Балерина продолжает кружиться, умело пронзая взглядом сидящего в царской ложе наследника. Тот горящими глазами ловит каждое движение дебютантки... Итак, одна причина лежит на поверхности. О ней, впрочем, и говорили еще до премьеры: ну уж очень «неиконно» ведут себя великокняжеские особы. Даже неприглядно. Не цесаревич – какой-то среднестатистический персонаж банальной драмы, который классически пудрит мозги двум барышням. Не немецкая принцесса – ревнивица и хищница из коммуналки, готовая в прямом смысле пустить кровь сопернице. Мы привыкли к иным образам, их нам рисуют в местах, связанных с венценосной фамилией. В Ливадии, в белоснежном дворце в Крыму, где отдыхала царская семья, особым изяществом отличается комната супруги самодержца – Александры Федоровны. На фотографиях – хрупкая женщина с большими глазами и завитками волос на висках. Историю любви будущего императора и немецкой принцессы экскурсовод рассказывает почти с нежностью. С детства слабая здоровьем принцесса была любимицей семьи. Они познакомились когда ей было семнадцать. И, вещает сотрудник Ливадийского дворца, полюбили друг друга сразу. Свою будущую жену Николай называл Аликс. Не сразу он добился ее согласия, да и потом возникали препятствия к браку. И до самого последнего мгновения их жизни с трогательным вниманием относился император к возлюбленной жене. Она не могла далеко ходить – и от дворца, располагающегося в горах, к морю была построена дорога, по которой мог проехать экипаж. О бережном отношении императора к супруге рассказывают и в Тобольске, в губернаторском доме, где семья много месяцев провела в ссылке после отречения от престола. И вот эта дама, хрупкая, солнечная, весьма образованная (прослушала курс философии в Оксфорде), помолвленная с цесаревичем, по замыслу создателей фильма несет окровавленную балетку соперницы мастеру оккультных наук. Чтобы тот балерину сглазил. Какое расхождение с привычным образом из музейных экспозиций! Итак, Алексей Учитель заведомо восстановил против фильма тех, кто идеализирует образы последнего русского императора и его жены («покусился на святое»). Он старался подогнать их под стандарт современного восприятия, сделать более понятными среднестатистическому обывателю. Но преуспел ли в поисках правды? Не так давно «Комсомолка» опубликовала дневники Николая Второго и Кшесинской, и мы можем оценить степень достоверности сюжета. О ЛЮБВИ ИЗ ПЕРВЫХ УСТ Так было или нет? Из рукописей следует, что выпускница балетного училища семнадцатилетняя Матильда и цесаревич Николай познакомились на выпускном спектакле. «…После спектакля вся Царская фамилия осталась с нами ужинать. Наследник тотчас обратился ко мне и очень меня хвалил... Он очень понравился, и затем я уже разговаривала с ним кокетливее и смелее, не как ученица», – пишет будущая звезда русского балета. «Первый раз я почувствовала, что это не просто увлечение, а что я безумно и глубоко люблю цесаревича, и что никогда не в силах его забыть», – это уже январь 1892-го. Якобы случайные встречи, взгляды, рукопожатия, разговоры – оба понимали, что отношения развиваются... «Вечером полетел к моей М. К. и провел самый лучший с нею вечер до сих пор. Находясь под впечатлением ее – перо трясется в руках!» – пишет уже Николай, и после этой записи их встречи становятся частыми. И тут в дневнике Матильды появляется имя Алисы Г. Николай рассказывает девушке о немецкой принцессе. Ревность. Боль. Серьезные разговоры до утра. Нежность. Необходимость выбора. Вечное женское: «Ты ее любишь?» А вот что пишет об этом сам Романов: «Никогда не думал, что два одинаковых чувства, две любви одновременно совместимы в душе. Теперь уже пошел четвертый год, что я люблю Аликс Г. и постоянно лелею мысль, если Бог даст, когда-нибудь жениться на ней!.. А с лагеря 1890 года по сие время я страстно полюбил маленькую К.». Однако далее читаем, что позже отношения охладились, и роман Николая и Кшесинской закончился к началу 1894 года. О помолвке с принцессой Гессен-Дармштадской Алисой было объявлено позже, в апреле. Выходит, если они и соперничали, то только в сердце молодого мужчины. Что мы видим в фильме? Кшесинская как постоянная помеха появляется в самые важные моменты отношений цесаревича с невестой: после помолвки, перед свадьбой, даже на коронации, которая свершилась через два года после бракосочетания. Драматично... в духе женских сериалов. Красиво! – эти наряды, будуары и театр, одна сервировка стола чего стоит... Но сюжет не имеет отношения к зафиксированной документально действительности. Итак, попытавшись «очеловечить» исторических героев, создатели фильма просто одели в их костюмы участников банального любовного треугольника. И заставили танцевать под музыку авторской фантазии. Вышла драма в красивом интерьере. Получился эффектный фильм для зрителя, нечувствительного к исторической фальши. Похожи ли артисты на своих героев – Николая Второго и его супругу Александру Федоровну, решать зрителям.

«Матильда». Драма в интерьере
© Красный Север