Мухамедиулы: наш кинематограф прекратил производство позорных фильмов
АСТАНА, 20 ноя — Sputnik, Айгюзель Кадир. Дискуссии, встречи и обмен мнениями – Санкт-Петербургский международный форум в этом году, несмотря на фейки, почти скандалы и щепотку интриги, прошел в штатном режиме. Казахстанскую делегацию возглавил министр культуры и спорта Арыстанбек Мухамедиулы, который в перерывах между выступлениями на площадках успел заглянуть в студию Sputnik. Про казахстанское кино - В 2017 году на Санкт-Петербургском международном культурном форуме статус "Страна-гостья" был присвоен Японии и Казахстану. Поделитесь, кто и как представил российской публике подлинную национальную культуру Казахстана? - Санкт-Петербургский международный культурный форум считается одним из крупнейших в мировом пространстве. Он уже завоевал уважение, участие в нем для любой страны – особая честь. Со своей программой из Казахстана прибыл театр "Астана Балет", показали фильмы "Так сложились звезды" петербургского режиссера Сергея Снежкина и "Ореховое дерево" Ерлана Нурмухамбетова. Кроме того, приехал ряд ученых. - Сообщалось, что в Казахстане до конца 2017 года будет принят "Закон о кино". Расскажите, на какой стадии сейчас находится проект и что кардинально изменится в кинематографе Казахстана? — В данное время мы все процедуры уже прошли, имею в виду межведомственные соглашения. Была презентация в правительстве. Закон внесли уже в мажилис парламента. Это первый такой отраслевой закон. Смело могу сказать, по новому закону территория алматинской киностудии "Казахфильм" будет объявлена свободной экономической зоной. Мы специально пробиваем сейчас такой статус. Во-вторых, мы систематизировали прокат фильмов, буквально расписали обязанности от режиссеров до кинопрокатчиков. В основном кинопроизводство сейчас финансируется со стороны государства, хотим, чтобы бизнес принимал участие. Первый наш шаг, когда мы вышли на российский кинопрокат, – это "28 панфиловцев". В данный момент снимаем совместно с Китаем фильм "Композитор" о Си Синхае, который жил в военные годы в Казахстане. Мы можем выйти на китайский кинорынок благодаря этому фильму. VI Санкт-Петербургский международный культурный форум. День второй - В июле 2015 года вы озвучили свой так называемый список "позорных фильмов". А какие картины входят в него сегодня? К примеру, как вы относитесь к таким картинам, как "Келинка Сабина"? - "Келинка Сабина" и другие фильмы Нуртаса Адамбаева я уважаю. Это добрый комедийный жанр. А то, о чем я говорил, это те фильмы, которые унижают человеческое достоинство. Тем более эти фильмы снимались за счет государственного бюджета. В любой стране мира это недопустимый шаг. Можно показывать критическую сторону жизни, а показывать низменные чувства и грязь в искусстве — нет. Когда преподносят национальное искусство в извращенной форме, это вызывает возмущение. Я и сейчас придерживаюсь данной точки зрения. - Речь о фильме "Уроки гармонии" Байгазина… — Сейчас Эмир Байгазин получил государственный заказ, он сам пришел и сказал, что есть огромное желание снимать созидательный фильм, показал сценарий. Я этим ребятам сказал, что если у кого-то есть достойный сценарий, то с удовольствием в области финансирования государство поможет. Я никогда не могу унизить человека, я только говорю о конкретных их работах. Тогда, в 2015-м, несколько фильмов таких было. Сейчас этот процесс остановился. Про "Матильду" - Получивший широкое обсуждение в России фильм "Матильда" прошел в Казахстане без особой шумихи. В Астане состоялся показ для госслужащих из Минкультуры и экспертов из министерства по делам религий и гражданского общества. Ставился ли вопрос о том, чтобы запретить фильм к показу в Казахстане? - Я сам посмотрел этот фильм. К тем полотнам, которые в обществе вызывают определенное мнение, мы должны очень внимательно отнестись. Обычно у нас есть экспертная группа, которая смотрит фильм и выдает прокатное удостоверение. А здесь был вопрос, касающийся большего, чем просто внимания. Сам я "Матильду" порекомендовал посмотреть всем. Очень высокохудожественное произведение, тем более касается искусства, балетного жанра. О том, чтобы его запретить к показу, речи не было. - В последнее время наше общество усиленно приобщается к мировой культуре и не только. На ваш взгляд, какая часть казахстанцев посещает подобные мероприятия с удовольствием, для души? — Раньше на национальную оперу людей просто загоняли. Мы были обязаны показывать свои национальные постановки. Чтобы не было совсем стыдно, мы рекомендовали студентов, коллективы. Проще говоря, загоняли людей. А сегодня у нас постановки такие шикарные с привлечением лучших специалистов оперного искусства, обогатили музыкальный материал, сейчас они пользуются колоссальным успехом. В этом отношении могу смело сказать, что во всех концертных залах аншлаг. Про себя - По вашим словам, наш отечественный "Золотой человек" должен стать "медийным лицом", то есть вы предложили раскручивать его как бренд. Для чего это нужно и как это осуществить? - В других странах есть Ван Гог, Рембрандт. Одеяние "Золотого человека" – суперуникальное явление. Я в 2005 году впервые организовывал в Эрмитаже выставку "Золотого человека". Была большая очередь. Не те люди, которые мимо проходили, а целенаправленно взяли лупу и ждали. Выставляли и в Соединенных Штатах Америки. Мы должны распространять через кино. До этого времени ни одного, даже документального фильма не было про "золотого воина". Мы сейчас такой фильм снимаем совместно с BBC, еще снимаем анимационную картину. - В одном из своих интервью вы рассказывали, что раньше не думали становиться министром, но в данный момент вы занимаете этот пост. Чего добилось министерство культуры и спорта за это время и в чем заключается именно ваша заслуга? — Могу смело сказать, что много законодательных актов систематизировали. Второе — это выходы на международный уровень. Мы уделяем пристальное внимание археологическому движению, но это даст плоды только через несколько лет. VI Санкт-Петербургский международный культурный форум. День второй Про Димаша - Как министерство культуры поддерживало Димаша Кудайбергена во время прохождения конкурса I am a singer в Китае? Какие отношения с Димашем лично у вас? - У меня с Димашем прекрасные взаимоотношения. Я могу сейчас раскрыть небольшой секрет. Димаш Кудайберген до поездки на конкурс был солистом у нас в "Казахконцерте" и получал зарплату. Какую, не скажу, неудобно. Был солистом в штате, чтобы иметь возможность на поездки. Мы наши таланты обязаны поддерживать. - Димаш недавно объявил, что поедет в турне. По каким странам? — Он сейчас делает первые шаги. Не сказать, что у него все расписано на десять крупнейших городов, ему, представьте, только 23 года. Мы счастливы, что международные импресарио заинтересованы в нем, организаторами являются они. Я бы сказал, какие страны, если бы был сам организатором, будет некрасиво выдавать все секреты.