«Снеговик» может стать худшим фильмом года

В прокат выходит крайне неудачная экранизация норвежского детектива с Майклом Фассбендером в роли пьющего следователя из Осло.

«Снеговик» может стать худшим фильмом года
© Кадр из фильма «Снеговик»

«Снеговик» (The Snowman)

Великобритания — США — Швеция, реж. Томас Альфредсон, в ролях: Майкл Фассбендер, Ребекка Фергюсон, Шарлотта Генсбур, Дж. К. Симмонс, Вэл Килмер, Тоби Джонс, Хлоя Севиньи.

Следователь из Осло — живая легенда, лучшие дела которого изучают студенты — потихоньку спивается, сидя без работы. Поначалу он без энтузиазма воспринимает и очередное задание — исчезновение поссорившейся с мужем женщины, но новая напарница убеждает детектива, что данный случай — не единственный, и некоторым аналогичным «глухарям» уже по шесть и по девять лет…

«Снеговик» — экранизация романа норвежского писателя Ю Несбё — был призван засвидетельствовать возрождение интереса к детективному жанру, но провалился едва ли не по всем пунктам — от нелепого сценария до российского дубляжа. Не имею права сравнивать фильм с литературным оригиналом, но для понимания той пропасти, что разверзлась между ними, достаточно одной-единственной фразы.

В ходе кинорасследования выясняется деталь, железно объединяющая все преступления в единую цепь: «Он убивает только в снегопад!». Учитывая, что Норвегия в принципе страна снежная, это неопровержимое доказательство не может не вызвать в зале по меньшей мере улыбки. По даже самое общее описание «Снеговика» книжного говорит нам, что речь идёт о первом снеге, который, по понятным причинам, бывает не каждый зимний день, а раз в году, — что всё-таки существенно меняет восприятие дела.

© Кадр из фильма «Снеговик»

Заменив в тщательно выстроенной детективной конструкции всего лишь один винтик, легко разрушить не только общую гармонию, но и все прочие логические построения. Что, судя по всему, в «Снеговике» и было со всей безответственностью сделано. В результате сюжетных тупиков тут — масса, банальной дурости — и того больше. «Белые пятна» наслаиваются друг на друга, ложные ходы плохо продуманы, а множащиеся несостыковки ведут совершенно в разные стороны… Всё это в совокупности производит крайне удручающее впечатление — и попавших в эту ловушку хороших актёров попросту жалко.

Можно предположить, что попытавшись адаптировать штучную вещь под условно понимаемого массового зрителя, авторы фильма взялись доулучшать роман до того состояния, в котором, как им, видимо, показалось, сглажены все острые углы и прояснены все тёмные моменты. Но получилось ровно обратное — и теперь велика вероятность того, что другие книги популярного (в том числе и у нас) писателя получат свой шанс дойти до большого экрана ой как нескоро.

Зато здесь есть прекрасные виды заснеженной Норвегии, постаревший и вызывающий чувство ностальгии Вэл Килмер, а также водружённая на снеговик голова Хлои Севиньи. Детально показанный процесс перерезания шеи металлической удавкой напомнит вам о ридлискоттовском «Советнике» с тем же Фассбендером, и после этого вы, быть может, по-настоящему начнёте опасаться снежка в спину: мало ли, кто там в вас целится…