Эксперт: малый бюджет помогает сплачивать творческие группы артхаусного кино

ЛОНДОН, 25 ноября. /Корр. ТАСС Максим Рыжков/. Скромные бюджетные средства артхаусного кино лишь сплачивают и мобилизуют творческие группы, которые занимаются его производством. Об этом заявил в интервью корреспонденту ТАСС кинорежиссер и сценарист Юсуп Разыков, чей фильм "Турецкое седло" стал настоящим событием завершающейся Недели российского кино в Великобритании. "Расходы на производство нашего фильма составили всего 1,5 млн рублей. Но при этом осознание того, что ты обладаешь столь малым бюджетом, только способствует лучшему пониманию окружающего мира, и это заставляет мобилизоваться. В свое время кто-то сказал, что цензура помогает пробиваться правильным мыслям, так и малый бюджет в итоге нас всех сплотил", - отметил кинорежиссер. Отвечая на вопрос о том, является ли именно дарование участников творческой группы главным ключом к успеху авторского кино, Разыков подчеркнул, что, помимо таланта, нужно еще обладать четким пониманием процесса кинематографического производства. "Мы много говорим о даровании, а о том, как снимается кино - наоборот, очень мало. Хотя в свое время сам Андрей Тарковский во время выступления на каком-то творческом пленуме поднял вопрос о проблеме допуска неподготовленных режиссеров к производству фильмов", - сказал Разыков. Режиссер добавил, что сам он "воспитан на скромном бюджете". "У меня еще ни разу не было больших бюджетных средств, но зато у меня отработана как техническая, так и психологическая составляющая кинопроизводства. Я снимаю довольно быстро и не люблю мучить актеров: например, я вообще не делаю дублей, хотя есть режиссеры, которые могут снимать одни те же фрагменты по 30 раз. И если я беру артиста, то сотрудничаю с ним, а не "ломаю" его в кадре", - пояснил Разыков. При таком подходе фильм "Турецкое седло" был снят всего за 11 дней в Ярославле. Актерами картины в основном стали артисты местных театров. Подтвердив, что у артхаусного кино есть инвесторы, кинорежиссер в то же время признал, что рассчитывать на внимание широкой аудитории этому направлению кинематографа не приходится. "Я не могу вторгаться своей картиной к человеку, который сталкивается с миллионом проблем. Массовый зритель не смотрит артхаус, не слушает симфоническую музыку, не читает книг. И происходит это отнюдь не потому, что в большинстве своем люди столь примитивны, а потому, что уровень проблем, которыми они поглощены, просто не позволяет от них оторваться", - поделился Разыков. "Турецкое седло" Юсуп Разыков - художественный руководитель киностудии "Узбекфильм", сценарист и режиссер многих десятков артхаусных кинокартин, снявший в том числе такие фильмы как "Оратор" (1999), "Товарищ Бойкенжаев" (2002), "Беглянки" (2007), "Гастарбайтер" (2009), "Стыд" (2013). Последняя из этих картин получила Гран-при Международного фестиваля в Триесте в 2014 году, а годом ранее была отмечена жюри Лондонского фестиваля российских фильмов. Снятый в нынешнем году фильм "Турецкое седло", в котором Разыков одновременно выступил и как режиссер, и как автор сценария, повествует о заболевшем редким психическим заболеванием - синдромом пустого турецкого седла - бывшем сотруднике спецслужб. На фоне болезни у него начинает усугубляться давняя привычка следить за людьми, что приводит к драматичной развязке при столкновении главного героя, живущего по своим понятиям о добре и зле, с реалиями современного мира. Эта картина, ранее уже удостоенная на Уральском открытом фестивале российского кино приза за лучшую режиссуру получила высокую оценку кинокритиков, приехавших в Великобританию на Неделю российского кино. Так, например, профессор Питтсбургского университета в США, член жюри Недели кино Нэнси Конди в беседе с корр. ТАСС упомянула "Турецкое седло" первой в ряду нескольких фестивальных кинокартин, которые произвели на нее наибольшее впечатление. Завершающаяся в эти выходные дни Неделя российского кино проходит почти на двух десятках площадок в Лондоне, Кембридже, Эдинбурге, Бирмингеме, Манчестере и Оксфорде. Всего в рамках фестиваля демонстрируются 45 фильмов, в их числе "Нелюбовь" Андрея Звягинцева и "Матильда" Алексея Учителя.