Ещё
Король Лев
Приключение, Мюзикл, Семейный
Купить билет
Эбигейл
Приключение, Фэнтези
Купить билет
Однажды в... Голливуде
Трагикомедия
Купить билет
Богемская рапсодия
Биография, Драма, Музыкальный
Купить билет
Капкан
Триллер, Ужасы, Драма
Купить билет
Форсаж: Хоббс и Шоу
Боевик, Приключение
Купить билет
Человек-Паук: Вдали от дома
Боевик, Приключение, Комедия
Купить билет
Аладдин
Приключение, Комедия, Семейный
Купить билет
Angry Birds 2 в кино
Мультфильм, Приключение, Комедия
Купить билет
Дом, который построил Джек
Триллер, Ужасы, Драма
Купить билет
Трудности выживания
Комедия, Мелодрама
Купить билет
Страшные истории для рассказа в темноте
Триллер, Ужасы
Купить билет
Падение ангела
Боевик
Купить билет
Бык
Драма
Купить билет
Зелёная книга
Биография, Комедия
Купить билет
Смерть и жизнь Джона Ф. Донована
Драма
Купить билет
Дора и Затерянный город
Приключение, Комедия, Детский
Купить билет
Синяя бездна 2
Приключение, Ужасы, Драма
Купить билет
История игрушек 4
Мультфильм, Приключение, Фэнтези
Купить билет
Капитан Марвел
Боевик, Приключение, Фэнтези
Купить билет

«Маяковский — оптика, чтобы изучить нас с вами» 

Фото: Областная газета
В минувшие выходные в киноклубе представили фильм «ВМаяковский». Около десяти лет режиссёр работал над картиной. Он специально не хотел создавать историческую реконструкцию, а решил взглянуть на одного из величайших поэтов XX века через призму настоящего. Что в итоге получилось — увидели корреспонденты «ОГ».
Картину «ВМаяковский» показывают в России всего второй раз. Впрочем, до конца неизвестно, выйдет ли она в широкий прокат. И тут, пожалуй, дело даже не в системе российского кинопроизводства, а в готовом продукте. Про такие фильмы обычно принято говорить «авторское кино». У Шейна картина получалась уж совсем авторской.
Весь фильм артисты на глазах у зрителя перевоплощаются в героев фильма. Они не одеты в костюмы XX века, они реальные люди — Юрий Колольников (сам Маяковский), (Лиля Брик), (), (). Они сидят за столом и читают сценарий, читают реплики своих героев. Но вот реальность перемешивается с фантазией, и мы оказываемся то в квартире Маяковского, то в шумном зале Политехнического института и так далее. Режиссёр кропотливо пытается сшить воедино разрозненные кадры из насыщенной жизни Владимира Маяковского с помощью эксперимента.
О самом фильме мы поговорили непосредственно с режиссёром фильма — Александром Шейном.
— Маяковский сопровождал меня всю жизнь. Я жил на площади Маяковского. Папа (Александр Шейн — известный режиссёр. — Прим. «ОГ».) всегда любил и интересовался Маяковским, включая его в свои фильмы. И для меня самого встал вопрос «почему Маяковский?», — рассказывает «ОГ» Александр. — Поэтому наша картина — как раз попытка ответа на этот вопрос. Маяковский — мифологическая фигура, в судьбе которой отражены важные, ключевые, фундаментальные точки, поворотные моменты истории искусства, культуры. Он очень важный и большой герой не литературы, а истории. Это поэт, который придумал новую власть, с ней дружил, она в итоге его съела. В этом всём поворотные и ключевые моменты культуры XX века, и не только XX века, и не только России. Маяковский — это путь, способ, оптика для того, чтобы нас с вами сегодня изучить.
— Насколько мы знаем, работа на фильмом «ВМаяковский» шла на протяжении десяти лет?
— Да, но за такой промежуток времени я сделал не только этот фильм. Важно понимать, что речь идёт не о проекте-фильме, а в принципе о большом проекте, куда вошло много фильмов. Например, картина «. Ноль объект» про 80-е годы и художественный андеграунд, которую я недавно презентовал в Екатеринбурге. Помимо фильмов в проект входит газета, выставочное пространство, телевизионный сериал — целое исследование, которое было предпринято за десять лет, и фильм «ВМаяковский» — один из результатов, входящий в огромный междисциплинарный проект под названием «Атлас ВМаяковский». Третьяковская галерея дала мне роскошный дом в центре Москвы. Это старинный особняк, и именно в нём я целый год буду строить своё путешествие. Будет такой музей, в котором соединятся кино, театр, медиа, архивы, перформативная практика, а также живые люди, общение — так вы будете максимально погружаться в тему, и она будет заходить в вас.
— Фильм вы делали на стыке разных видов искусства: музыки, кино, театра…
— Да, он мыслился междисциплинарным. Изначально замыслы менялись, но потом сформировался один, и уже в процессе съёмок, шедших восемь лет, он не менялся. «ВМаяковский» сделан по сценарию, а не спонтанному комбинированию, и это один из тех моментов, которым я горжусь. Это не фильм в привычном представлении, вы не ожидаете того, что увидите. Там поиск языка, даже разговор с языком. Для Маяковского, для века, для нас с вами это важно: попытаться найти язык. Удивительная вещь, но люди даже не знают, сколько выражений из творчества Маяковского они употребляют в жизни, и не подозревают, что это он. От «становиться на горло собственной песне» до «ведь, если звёзды зажигают — значит, это кому-нибудь нужно?» — многие почему-то думают, что это .
— Можно ли сказать, что фильм рассчитан на подготовленного зрителя, знающего Маяковского, обстоятельства его дружеских отношений и так далее?
— Я не согласен. Надеюсь, картину можно смотреть человеку, который ничего не знает, но способен понимать что-то своё. Нельзя снимать кино и рассчитывать на то, что кто-то что-то знает. Вот есть экран, герой и то, что на экране, ничего в вашей жизни «до» и «после» просмотра нет, если вы рассчитываете на контекст знаний — это значит, кино не получилось. То, что будет понимать зритель, то и удалось.
— Сегодня и не знать Маяковского…
— Понимаете, если зритель не отразит фобию Маяковского о заражении — ничего страшного. Текст, нарратив, фабулу он всё равно прочтёт. В зрителе это останется: он будет слышать музыку, шум, скрежет мыльницы, трение, соприкосновение, тактильность. Этот слой бессознательного погружения в психику, в моторику для меня важнее, чем какое-то ваше знание. Кадр, где Маяковский моет руки, идёт четыре минуты — такого не может быть в кинематографе, он невыносим. И эта невыносимость останется с вами, как его жизнь.
— Как с технической точки зрения достигалась эта задача?
— Например, мне нужен был оператор, а они всегда тяжёлые люди: молчаливые, себе на уме. Требовался человек, который бы не понимал, что я делаю, потому что объяснить моё видение невозможно. В итоге стал сотрудничать с немцем Йоргом Грубером, который не понимал ни слова по-русски. Я подумал о том, что пускай он снимает то, что он чувствует, а не то, что слышит. Он выхватывал то, что было интересно на другом уровне, делая это через своё восприятие.
— В одном из интервью сказал, что на премьере фильма в Москве не будет случайных людей. Выходит, фильм не для массового зрителя?
— Вообще кино, которое было раньше, умерло. Сегодня оно должно найти свою форму репрезентации, место показа. Раньше в кино была познавательная функция: нашим бабушкам показывали, как в Париже целуются, общаются, встречаются, а сейчас эту функцию отнял Интернет. Теперь кино — развлечение без особого смысла. Познавательность же сохранилась в музеях, театрах, других медиа, а кино пока не откликнулось. Поэтому не хочу эту картину показывать в кинотеатрах, так как это заведомо провальный путь. В кинотеатре нет моего зрителя, он в театрах, музеях, на каких-то специальных мероприятиях — вот там я хочу показывать кино и встречаться со зрителем. Проката не будет, а контакт со зрителем будет, его я обеспечиваю и надеюсь, что он найдёт диалог с аудиторией.
Никита Ефремов: «В Маяковском увидел свою молодость»
Одну из ролей в фильме сыграл Никита ЕФРЕМОВ (старший сын Михаила Ефремова, внук ). В картине он исполнил роль чекиста Якова Агранова — друга семьи Бриков, близко знавшего Владимира Маяковского. «ОГ» поговорила с Никитой о том, почему важно идти за идейным режиссёром, о внутренней близости с великим поэтом и съёмках со своим отцом.
— Никита, как вы оказались в проекте «ВМаяковский»?
— Мы были давно знакомы с Александром Шейном. Наши отцы общались, мы соседствовали на даче. В данном случае я согласился на фильм как раз из-за режиссёра. Он был заражён идеей сделать фильм про Маяковского. Ему хотелось верить, хотелось за ним идти. Местами было тяжело, потому что меняли что-то на ходу, придумывали, добавляли. Иногда для нас вообще были неожиданности: приходим на обычную читку, а нас снимают. Кто-то сразу понял, что наши читки войдут в фильм, а я всё недоумевал: зачем камеры?!
— Не боялись приниматься за роль в фильме про известного поэта? На такие картины обычно пристально смотрят…
— Тут впору сказать: а судьи кто? Зрители? Они знают, какой был Маяковский? Тут больше важна какая-то догадка, попытка разобрать время и историю. Это попытка понять фигуру и личность Маяковского. Это сложно, но интересно, и, наверное, каждый имеет право на такую попытку. Мне было страшно только в том смысле, что я лично не справлюсь с ролью.
— В фильме вы играете Якова Агранова — чекиста, друга Владимира Маяковского. Какие возникли трудности при работе над ролью?
— Да вообще всё было трудно! Это всё делалось в каком-то полуимпровизационном ключе, и до конца не понимали, что происходит. Я не всегда понимал, что хочет Саша. А Саша не всегда понимал, что хочет сам (смеётся). Сейчас я понимаю, что у него был план, но он им не делился с актёрами. Он тоже творил.
— До того как согласились на съёмки, какие у вас были отношения, если можно так сказать, с творчеством Маяковского?
— Очень люблю его. Даже на поступлении в театральный институт читал стихотворение Маяковского — «Лиличка!». И я считаю его гением. При этом, гением труда. Сколько он делал редактуры, сколько работал со словом. А какие у него чувства, какая экспрессия! При том, что у него за жёстким словом возникает какая-то нежность и трепетность. Несмотря на то, что он кажется настоящей глыбой, Маяковский очень тонко чувствовал человека.
— При изучении материалов для фильма или уже в процессе работы открыли для себя что-то новое в личности поэта?
— Много открыл для себя новых произведений и размышлений. Я увидел ещё больше человечности, каких-то ошибок жизненных. В этом плане у меня была с ним идентификация. Где-то увидел силу, где-то слабость, где-то — что он запутался. Во всём этом я узнавал свою молодость, свои поступки, ошибки. Поэтому и стихи Маяковского «попадают» в меня, и происходит момент какого-то соединения.
— В фильме вы снимались со своим отцом. Насколько я понимаю, это был первый опыт.
— Было всего две сцены вместе, поэтому какого-то особого взаимодействия не получилось. Это было впервые, но я не воспринимал это как реальный опыт. Мне хотелось бы сыграть с отцом, но пока мы не видели подходящего материала. Скажу, что сейчас есть кое-какие намётки, но разглашать пока не могу.
Опубликовано в №221 от 28.11.2017
Комментарии
Читайте также
Новости партнеров
Новости партнеров
Больше видео