«Чтобы зритель верил». Ставрополец оставил карьеру каскадёра ради театра
В прошлом году актёр, спортсмен и каскадёр Тамерлан Коченов, снявшийся в фильмах «Дневной дозор», «Псевдоним Албанец», «Глухарь», «Пантера» и др., начал реализовывать в краевой столице театральный проект. Спектакли можно увидеть в ДК им. Ю. Гагарина. Сейчас в репертуаре – пять постановок Коченова, скоро зрители увидят новую, другого режиссёра - «Мама, я умер в августе», о событиях в Южной Осетии и Грузии. Почему на экранах – «развлекуха»? Елена Панкова, АиФ-СК»: Тамерлан, что заставило вас вернуться в родной Ставрополь из Москвы, где вы «засветились» в популярных сериалах? Тамерлан Коченов: С детства – а оно пришлось на конец 80-х – я мечтал стать, таким, как Брюс Ли и другие звёзды жанра экшен. (Улыбается.) Чтобы воплотить эту мечту, серьёзно занялся единоборствами. Выиграл не одно крупное соревнование по кикбоксингу, тхэквондо и другим видам спорта, довольно долго тренировал детей. В Москву попал только в 30 лет. Чтобы заявить о себе, разослал в столице постановщикам трюков видеозаписи, на которых демонстрировал, на что способен. И довольно скоро мне предложили работу каскадёра. - Вы снимались вместе со многими звёздами современного российского кино. С кем-то из них подружились? - Нет, этого не произошло, ведь общались мы по рабочим вопросам. Замечательные воспоминания остались об Александре Абдулове. Это был настоящий мэтр! Александр Дедюшко, погибший во время съёмок фильма «Псевдоним Албанец», запомнился как прекрасный актёр, который к тому же был в отличной физической форме. Он сам исполнял многие трюки. Но держался особняком. - Современное российское кино многие ругают... - Как человек, участвовавший в процессе создания фильмов, скажу: многие из них снимают только с одной целью – собрать под них рекламу. А поскольку востребована развлекательная продукция, она и преобладает на экранах. Сколько стоят постановки? - Что же заставило вас вернуться домой? - Хотелось исполнять не только второстепенные, но и главные роли. Однако давать их каскадёрам не любят. Считается, что они должны заниматься только трюками. Я понял, что нужен диплом актёра. Поступил в Ставропольский госуниверситет на актёрский факультет. Учился у народной артистки России Натальи Зубковой, параллельно служил в Ставропольском академическом театре драмы им. М.Ю. Лермонтова. - Но ушли и оттуда. Трудно, наверное, было с нуля создавать собственный театр? - Да, ушёл, потому что и там не смог полностью реализоваться. Но если вы думаете, что для создания театра мне пришлось обивать чиновничьи пороги, ошибаетесь. Я просто зарегистрировался в качестве индивидуального предпринимателя. Сам арендую зал, оборудование, за свои кровные приобретаю декорации и костюмы, занимаюсь распространением билетов и рекламой. Словом, нахожусь на полном самообеспечении. - Принято считать, что любое учреждение культуры убыточно. Неужели вам совсем не помогают ставропольские чиновники? - Нет, мы с чиновниками, отвечающими за культуру, существуем в параллельных мирах. А окупаем свои немалые расходы благодаря тому, что удаётся заполнять зал. Что противопоставить кинематографу? - Ваши постановки для ставропольских театралов как глоток свежего воздуха. Вы ставите спектакли на злободневные темы, ставите их интересно. Где удаётся находить сценарии и хороших актёров? - Несколько актёров перешли из академического театра драмы, в том числе моя жена Лариса. А находить интересный материал для постановок нелегко, но благодаря Интернету этот процесс в последние годы упростился. - Принято считать, что провинциальным театрам далеко до столичных... - В Ставрополе это так, потому что долгие годы в театральной жизни господствовал монополизм. Но один профессиональный драмтеатр на город, в котором проживают 400 тысяч жителей, - это нонсенс! Я такого больше нигде не видел. А в этом случае, какими бы замечательными ни были режиссёры и актёры, творческого развития ждать не приходится. Зрители при отсутствии выбора всё равно придут, куда им деваться? А вот когда приходится за них драться, как это происходит в Москве, где сотни самых разных трупп, тогда волей-неволей приходится что-то пересматривать в себе, над чем-то работать дополнительно. - Но молодёжь сегодня трудно заманить даже на очень интересные постановки... - Да, молодые люди гораздо активнее ходят в кино. Но, наверное, если бы в Ставрополе был ТЮЗ, к нам ходило бы больше юных театралов. Увы, о ТЮЗе пока приходится только мечтать. - Среди ваших премьер – философская комедия «Ангел, чёрт и проктолог». В последние годы мы привыкли к тому, что комедия – это исключительно развлекательный жанр. - Нас приучили к этой мысли. Но в советском кинематографе было немало прекрасных комедий, заставляющих задуматься о жизни. Например, фильм «Тот самый Мюнхгаузен», который я очень люблю. Я не сторонник того, чтобы театр исключительно развлекал. Не разделяю точку зрения, что сейчас времена тяжёлые и публике нужно подавать что-то исключительно лёгкое. Но жизнь никогда не бывает лёгкой! Зрителя нужно воспитывать. - Как этого добиться? - Девиз нашего театра: «Правдивее только жизнь». То есть играть надо так, чтобы зритель тебе верил. А это уже вопрос профессионализма и ответственности режиссёров и актёров. - В вашем репертуаре пока только один спектакль по произведению классика – «Двое на качелях» Уильяма Гибсона. Опасаетесь, что на них не пойдут? - Мне пока интереснее ставить современных авторов, но и классикой я тоже планирую заниматься. А во-вторых, соглашусь с мнением известного современного режиссёра Юрия Еремина, с которым мне довелось поработать в Ставропольском драмтеатре. Классику нужно ставить как произведения современных авторов. Как сегодня молодёжь воспринимает фильмы по классическим произведениям? Зачастую как красивую картинку, не более того. А мне бы хотелось говорить с молодыми людьми на понятном им языке.