10 фильмов «Артдокфеста»
Выбор Ксении Рождественской 6 декабря в Москве открывается Международный фестиваль авторского документального кино "Артдокфест" (параллельно его показы будут проходить в Санкт-Петербурге и Екатеринбурге). За 11 лет своего существования он стал одним из главных кинособытий в России, и самым главным -- для российской современной документалистики. Weekend рассказывает о самых интересных фильмах нынешней программы конкурс Король Лир Денис Клеблеев Поэма об одержимости. Пожилой актер Виктор Евсеевич считает, что он единственный во всем мире знает, как играть короля Лира. Они с Лиром похожи: Виктор Евсеевич богат, его предали дети, в советское время он сидел в тюрьме за спекуляцию, он готовит себе могилу и цитирует "Короля Лира" всем подряд, все больше срастаясь с текстом. Три года назад Театр им. Йозефа Бойса ставил документальный спектакль об этом актере -- проект-инсталляцию Георга Жено "Лир репетирует смерть". Но сейчас Лир репетирует жизнь. Автор фильма Денис Клеблеев однажды получал приз "Артдокфеста" за лучший полнометражный фильм ("31-й рейс", 2011). А его "Странные частицы" в 2014 году взяли гран-при фестиваля Cinema du Reel в Париже и были показаны в Лейпциге и Локарно. Кино для Карлоса Ренато Боррайо Серрано Курсовая работа студента школы Марины Разбежкиной, получасовой семейный портрет в интерьере. Гватемалец, женатый на русской, снимает фильм для своего новорожденного сына Карлоса. Эти семейные зарисовки -- почти "Похороните меня за плинтусом" Павла Санаева, с бабкой-диктатором и дедом-подкаблучником. Бабка нежно кивает телевизионному Путину и страдает, что внук пошел "в чужую породу", дед прячет от жены бутылку и беззлобно признает, что "не по себе сук срубил". Их дочь, тихоня Даша, улыбается, а Ренато снимает кино -- и страшно подумать, что бы он делал, если бы у него не было этого удивительного инструмента остранения, способного превратить страшную реальность в искрометную документальную комедию. Обезьяна, страус и могила Олег Мавроматти Геннадий Горин из Луганска, полноватый мужик в идиотских очках и в шапочке из фольги, ведет видеоблог о своей жизни, рассуждает об НЛО и лунатиках Жеглове и Шарапове. Иногда он выходит на улицу, где валяются трупы, и жалуется, что никто не убирает. Что это постановочное кино, понятно сразу, но это не фикшен, а какой-то новый, тревожный способ постижения и развинчивания реальности: акционист Мавроматти снял актера Виктора Лебедева в роли реального видеоблогера Геннадия Горина из Орла и зажег его безумием войны. Песни для Кита Руслан Федотов Героиня -- постаревшая Джельсомина из "Дороги" -- бомжует: моет голову в общественном туалете, рекламирует в переходе какой-то магазин белья, драит витрины в шопинг-молле, везде таскает с собой игрушечную мышь. Если обычно фильмы о бездомных окунают в грязь, то тут, наоборот, героиня только и делает, что чистит, моет и протирает тряпочкой действительность. Федотов -- один из авторов "Саламанки", получившей в 2015-м спецприз жюри "Артдокфеста", но в "Песнях для Кита" больше реальности и больше нежности. Полет пули Беата Бубенец Мощное кино, предъявляющее реальный мир без монтажных склеек -- одним кадром. В ДНР на блокпосту военные захватывают человека, камера следует за ними. Режиссера, похоже, интересует не война и не идеология, а мужской мир и его законы. Беата Бубенец, еще одна ученица Марины Разбежкиной, уже получила в 2015-м приз за лучший полнометражный фильм на "Артдокфесте" ("Чечен"). Ее главная сила -- бесстрашие и удивительная режиссерская лихость. программа «Среда» Сибирская любовь Ольга Делан Что думают о гендере, любви и браке в Сибири, где женщины носят воду ведрами, моют посуду, кормят мужей, рожают детей, месят тесто, а мужчины едят, чинят трактор, лежат на кровати и говорят, что мужик должен быть хозяином в доме? Ольга Делан, прожив 20 лет в Германии, отправляется на родину, чтобы сделать фильм о разнице в мировоззрении между Европой и Сибирью. Получается у нее кино о домашней утвари, наивности и любви. Только не нажми стоп Мария Морина Настоящий рэп из мерзлого мрачного Нижнего Тагила, из-под красного неба с сиреневыми облаками (нам объяснят, что это из-за плохой экологии). Главный герой Дима пошел когда-то работать на завод, чтобы заработать денег и купить микрофон, а теперь сочиняет нехитрый рэп о городе, который "закапывает в ямы и не верит слезам". Немного наивно снимать фильм о том, что музыка -- это свобода. Но что делать, если так и есть. Тиндер сюрприз Денис Прокошев Героиня собирается поставить документальную пьесу о приложении Tinder, для чего собирает материал -- то есть ставит в приложении разным мужчинам "сердечки" и ходит на свидания. Она обаятельна и честно признает, что сама не знает, какая она настоящая, потому что со всеми она кого-то играет. Герой собирается снять фильм о том же самом, для чего и снимает героиню. Бесконечный съем -- во всех смыслах слова. Легкое кино о легких "сердечках". Хроники смутного времени Владимир Эйснер Классик неигрового кино ("Жили-были "Семь Симеонов"") сделал из трех своих фильмов начала 90-х -- "Полный вперед", "Молитва" и "Тихая обитель" -- панораму смутных времен, найдя точную замену надоевшему и стершемуся определению "лихие". Документальная история о пожилом швейцаре и ресторанном разгуле смонтировалась с историей сторожа на стройке, а между ними -- толпы в метро, молящиеся, солдаты, люди 90-х, попавшие мимо истории. спецпоказ Восточный фронт Андрей Осипов Лауреат "Ники" и "Золотого орла", Андрей Осипов строит фильм из германской хроники 30-40-50-х. Подробный и неожиданный военный быт -- солдаты убивают, замерзают, веселятся, сдаются, умирают. Иногда фильм кажется игровым -- не то Малик, не то Коппола,-- настолько безжалостно он смонтирован, настолько точно подобран саундтрек. Минкультуры, профинансировавшее фильм, настояло на поясняющем закадровом тексте. На "Артдокфесте" "Восточный фронт" покажут без объяснений. И в таком варианте -- это один из лучших фильмов года.