Злободневность и гротеск в программе Туринского кинофестиваля В Турине проходит XXXV Международный кинофестиваль. Он славится коллекциями необычных и экстравагантных фильмов. В справедливости этого реноме в очередной раз убедился Андрей Плахов. «Говори» Стефана де Фрейтаса — парадокументальная запись подготовки конкурса на лучшего оратора в парижском университете Сен-Дени, известном своим мультикультурным составом. Лейла, Эльхади, Лубаки, Сулейла и другие студенты всех этносов и цветов кожи произносят пламенные речи; сверхзадача этих тренингов — вызвать доверие и растопить сердца слушателей своей искренностью. Парней и девушек инструктирует педагог, отлично владеющий законами построения речи, столь же укорененными во французской культуре, как искусство моды или кулинарии. Куратор поощряет, корректирует и с иронией комментирует выступления участников конкурса. Некоторые из них — вчерашние беженцы, и почти каждый лелеет высокие амбиции, вплоть до того, чтобы стать президентом Франции. Культурная интеграция — тема многих французских фильмов — в данном случае развернута без особых художественных ухищрений, с прямой и наивной публицистичностью. Большей стилистической изощренностью отличается португальская «Фабрика ничего» Педру Пинью — социальная трагикомедия об эпохе посткапитализма и перманентного кризиса. Рабочие выводят на чистую воду администрацию фабрики, которая, как выясняется, под покровом ночи крадет оборудование и сырье, таким оригинальным способом пытаясь предупредить неизбежное банкротство. Рабочие, понимая, что их ждет, оккупируют предприятие, между ними и начальством вспыхивает война, а фильм неожиданно меняет курс от докудрамы в стиле агитпропа к музыкальной комедии. Неожиданно появление в конкурсной программе Туринского фестиваля искрометного фарса «Смерть Сталина» британского комедиографа-сатирика Армандо Ианнуччи. О размахе его фантазии свидетельствует сюжет одной из предыдущих работ «В петле», где на фоне кампании в Ираке интриги бюрократов чуть не приводят к войне между США и Великобританией. В новой картине Ианнуччи тоже себе ни в чем не отказывает. В густых тонах гротеска он живописует смерть советского тирана, еще при жизни превратившего себя в зловещую карикатуру, и растерянность его окружения, впрочем быстро переходящую в звериную борьбу за власть. Фигуры основных протагонистов доверено вылепить выдающимся мастерам комического жанра: дураковатого Маленкова играет Джеффри Тэмбор, записного злодея Берию — Саймон Рассел, хитроумного Хрущева — Стив Бушеми, и это только часть компании отпетых политиканов и злостных матерщинников, рулящих шестой частью суши. Свою роль в сюжете играют и сияющий орденами маршал Жуков (Джейсон Айзекс), и буйный Василий Сталин (Руперт Френд), и Молотов (Майкл Пейлин), и Светлана Аллилуева (Андреа Райзборо). Вторую женскую роль в этом мужском фильме исполняет Ольга Куриленко, единственная, кто имеет хотя бы косвенное отношение к России. Тем более впечатляет и отличная осведомленность авторов в нюансах советской истории, и в то же время полная свобода в обращении к ней. В то время как на родине никак не договорятся насчет роли в истории личности Сталина, за ее пределами делают на этом материале талантливое и актуальное кино: актуальное — потому что сегодня опять целыми странами правят авантюристы и безумцы. Тоталитарную модель в миниатюре предлагает еще один фильм туринской программы — «Риккардо идет в ад» Роберты Торре. Эта современная версия шекспировского «Ричарда III», где роль королевства играет правящий Римом криминальный клан Манчини. За кадром им управляет прожженная бестия Королева-мать (Соня Бергамаско), чьи сыновья до последней капли крови борются между собой, а в центре этой борьбы оказывается ментально поврежденный и потому особенно жестокий Риккардо (прославленный артист Массимо Раньери). Выполненный в эстетике тотального треша, этот фильм показывает царство сильных мира сего как криминальную малину с ее типовыми атрибутами, включая разухабистый отдых в банях и самозабвенные танцы под аккомпанемент, в котором чуткое ухо без труда услышит отзвуки «Калинки-малинки».