Рецензия на фильм «Атлантида»
Старомодное и оттого теплое и увлекательное приключенческое кино о людях, застрявших на необитаемом острове, который вовсе не необитаем.
1914 год. К крохотному островку, расположившемуся вдали от торговых путей, причаливает шхуна. Экипаж должен забрать местного синоптика на «большую землю», а взамен оставить безымянного молодого человека, явно ищущего укрытие от каких-то личных проблем. Увы, метеоролог бесследно исчез, а полоумный смотритель маяка Грюнер, единственный обитатель острова, не может и двух слов связать. Новичка странное происшествие и исчезновение предшественника не страшат, он решается остаться на острове, но уже в первую ночь осознает, что безжизненный на первый взгляд клочок суши таит какую-то страшную тайну – с приходом тьмы из океана на берег выходят жуткие существа, готовые растерзать человека. Справившись с первым потрясением, юноша направляется к Грюнеру, который дает понять, в каком аду оказывается любой, кто ступает на остров…
Жанровое кино с приходом XXI века переживает ренессанс: комедии с самым разным уровнем юмора штурмуют верхние строчки бокс-офиса, фильмы ужасов расцвели пышным цветом, вновь стали востребованы «чистые» детективы, а уж к ретроприключениям зритель и вовсе дышит пылкою любовью. Впрочем, действительно впечатляющие работы о невиданных берегах, загадочных племенах или ужасающих монстрах появляются нечасто, зато каждый подобный релиз оказывается резонансным, даже если выполнен не голливудским мейджором. Ведь главное в таком кино – душа и искренность, увлекающие зрителя отправиться в опасное путешествие.
Книга Альберта Санчеса Пиньоля впервые была опубликована в 2002 году. На сегодняшний день «Холодная кожа» отмечена множеством литературных наград и переведена на 37 языков
Фильм Ксавье Жанса «Атлантида», в основу сценария которого легла книга испанца Альберта Санчеса Пиньоля «Холодная кожа», не может похвастать впечатляющим бюджетом, но в нем есть захватывающая завязка, мрачная тайна, увлекательное действие и нетривиальный финал. Добавьте к этому любовно воспроизведенную атмосферу старинных приключенческих лент, экранизаций Жюля Верна, Роберта Льюиса Стивенсона или Александра Дюма, и сложится весьма привлекательный пазл, имеющий множество деталей, в которых интересно покопаться. К тому же не упускайте из внимания тот факт, что в картине есть и хоррор-ДНК, причем тоже со склонностью к ретро и винтажу – в «Атлантиде» есть что-то от лент Брайана Юзны и Роджера Кормана.
Начинается лента вполне стандартно для жанра – на забытый цивилизацией остров прибывает безымянный молодой человек. Парень обнаруживает заросший пылью домик, странные следы борьбы, загадочные рисунки и знакомится с неприятным типом – хранителем маяка. Предстоящий год представляется главному герою скучной рутиной на безжизненных скалах, но вскоре все поменяется – двое мужчин окажутся в осаде жутких кровожадных созданий. Да, в «Атлантиде» что-то есть от «30 дней ночи» или «28 дней спустя», но это лишь обогащает впечатление от ленты – зритель знает, что «игра» пойдет по определенным правилам, но сюжет может закрутиться самым неожиданным образом.
Так и получается, хотя не все можно отнести к числу заслуг авторов – сценарий действительно делает несколько неожиданных кульбитов. Что-то удалось лучше (встреча с Анерис, первая ночь на маяке, финальный твист), что-то хуже (динамит притянут за уши, внезапная расположенность монстров к главному герою плохо объяснена, а общий гуманистический посыл слишком наивен), но зритель получит незабываемые впечатления, напряжения в картине хоть отбавляй. И это при том, что фильм снят в Европе на «смешные» по нынешним временам деньги. Честь и хвала авторам.
Героиня актрисы Ауры Гарридо за весь фильм не произносит ни одного слова, а данное ей главным героем имя Анерис означает «Сирена» наоборот
Обязательно следует отметить и игру со вторым дном жанрового кино, предпринятую Ксавье Жансом, – ночные встречи с монстром лишь оттеняют веер действительно важных вопросов. Кто мы? Куда идем? Что отделяет человека от монстра? И что заставляет эту грань перешагивать? В ответе ли мы за тех, кто рядом, если не в силах ответить даже за себя? Верно, этими вопросами задаются творческие люди нескольких десятков и сотен поколений, но почему бы не добавить философии в неплохо поставленный экшен?
Здесь, впрочем, мы оставим место для небольшой критики – «Атлантиде» порой не хватает какого-то упорства, картина после ярких сцен минут на 10-15 дает себе отдых, выбиваясь из ритма и словно на ходу наращивая фантазию. Все-таки от экранизации популярной книги хотелось бы более ровного и уверенного повествования. Но все это бросается в глаза только при самом предвзятом просмотре и неистовой любви к шедеврам киноприключений прошлого. В остальном же «Атлантида» хороша, как теплое подростковое воспоминание о первом походе в кинотеатр на «Вождей Атлантиды» или «Миллион лет до нашей эры».
С 30 ноября в кино.