Егор Кончаловский снимет "Страсти по Зое"

- Если вырастет поколение, не знающее, кто такая Зоя Космодемьянская,- мы потеряем себя. - считает Егор Кончаловский.

Егор Кончаловский снимет "Страсти по Зое"
© Российская Газета

- Уже сегодня представление о ней может быть составлено на основе слухов и сплетен, "новых сенсационных фактов" из соцсетей. Фильм "Страсти по Зое" нужен именно сегодня, когда она становится ключевой для нашей памяти фигурой.

Сценарий был выбран в результате открытого творческого конкурса РВИО.

- Я написала синопсис фильма и он вошел в тройку лучших. На основе синопсиса написала сценарий, который занял первое место, - комментирует Елизавета Трусевич. - Передо мной ставилась задача рассказать о Зое современным языком. С Зоей связано много мифов, но она забыта.

Образ Зои представлен в трех сюжетных линиях. Первая - история спасения памятника Космодемьянской в современном городе, где вандалы надругались над монументом. Вторая - во время войны корреспондент Петр Лидов узнает от случайного попутчика историю о партизанке Тане, повешенной фашистами. Лидов ведет собственное расследование, пытаясь узнать, кто героиня, назвавшаяся этим именем? 27 января 1942 года в газете "Правда" вышла статья Петра Лидова "Таня". В очерке рассказывалось о героической смерти юной комсомолки, партизанки. Девушку захватили немцы и повесили на площади в селе Петрищево в Подмосковье. Позже удалось установить имя: ею оказалась комсомолка Зоя Космодемьянская. Девушка назвалась именем Таня в память о кумире, герое Гражданской войны Татьяне Соломахе. Зоя Космодемьянская стала первой женщиной, удостоенной звания Героя Советского Союза в годы Великой отечественной войны. Третья линия в сценарии - история самой Зои, ее последних дней, часов, минут. Диалоги прописывала на их языке: язык героев в реальной жизни был пафосный и сентиментальный.

Для меня история Зои Космодемьянской - это документальная история, которая сегодня актуальна как никогда. Страшно, что такие искренние люди, как Зоя, становятся разменной монетой в большой политической игре. Они нас однажды уже защитили, теперь - наша очередь защитить их.

В работе над кинокартиной активное участие примут эксперты РВИО. Запущена краудфандинговая кампания по сбору средств на производство фильма.

Вы же родились в Беларуси, как оказались в Москве?

Елизавета Трусевич: Родилась в Гродно. Мои родители - белорусы, жили в Минске, окончили журфак Белгосуниверситета. Потом маму, писателя Елену Сазанович, пригласили сразу на второй курс сценарного факультета ВГИКа, и чуть позже наша семья переехала в Москву, где я окончила школу, ВГИК, стала режиссером и сценаристом. Бабушка, Юлия Игнатьевна Сазанович, 50 лет проработала в родильном отделении гродненского роддома. Она помогла появиться на свет чуть ли не всему прекрасному городу!

В 2007 году на конкурсе Национальной киностудии "Беларусьфильм" мой сценарий "Лида" занял второе место. Сюжет таков. Вернувшийся с войны солдат во сне все время повторял: "Лида, Лида, Лида…". Жена ревновала, думая, что это имя какой-то девушки. И наконец, решилась поехать по местам сражений, в которых он участвовал, найти его однополчан… И в итоге выяснила, что Лида - это город, где и произошли самые тяжелые бои.