Она живет в Мегаполисе. У Нее есть Ребенок и больше никого. И в городе больше нет никого. Работают магазины и метро, лифты и эскалаторы, но вокруг ни души. По крайней мере, так думает Она. Но Ребенок видит кого-то еще, и этот кто-то наблюдает за ними. Но с какой целью? Даже если бы я захотел описать сюжет фильма "Она" подробнее, не получилось бы. Потому что сюжета в этой чуть более, чем часовой картине, кот Шредингера наплакал. И семи коротких предложений тут предостаточно. Иначе можно увлечься и заступить за "флажки" спойлеров. Хотя этим "согрешили" сами создатели картины, но о минусах чуть позже. Начнем с плюсов. "Она" — проект для казахстанского кинематографа сразу по нескольким причинам необычный. Фильм вышел в прокат почти в четырехстах кинотеатрах во всех странах Таможенного союза (помимо нашей республики, это, напомню, Армения, Беларусь, Кыргызстан и Россия) под патронажем компании "Двадцатый век Фокс СНГ". И после просмотра картины несложно догадаться, почему "Фокс" ею заинтересовался: технически "Она" сделана на очень высоком уровне. Несмотря на то, что большая часть съемок проходила в Алматы и не узнать южную столицу Казахстана в кадре просто невозможно, я намеренно в сюжетном синопсисе написал "в Мегаполисе". Потому что город в фильме столь же намеренно обезличен — не имеет значения, где именно происходит действие. К знакомым видам Алматы графикой добавлены несуществующие здания, "переименованы" станции метро, но главное — из города исчезли люди. Не знаю, каких усилий и ухищрений стоили команде Сатаева эти съемки (и не хочу знать, чтобы не разрушать магию кино), лишь констатирую: эффект потрясающий. Вообще, как минимум три департамента проделали над фильмом работу, которую можно оценить исключительно на "отлично". Пожалуй, лучший казахстанский оператор современности Азамат Дулатов (это их первый опыт сотрудничества с Сатаевым) обеспечил фирменную притягивающую взгляд, симметрично выверенную картинку; композиторы Алим Заиров и Роман Вишневский написали мягко обволакивающую происходящее на экране атмосферную музыку, а Сатаев, как обычно, проявил себя мастерским режиссером-постановщиком. В фильме "Она" чувствуется влияние кубриковского "Сияния" и "Омена" Ричарда Доннера (такое ощущение, что девятилетнюю Анастасию Вострову просили играть именно "под Дэмьена Торна"), но, увы, это не мистика и даже, строго говоря, не триллер. По части сохранения интриги "Она" балансирует на грани провала. Суть того, что все-таки происходит, создатели картины начали "продавать" еще в трейлере, в принципе, по нему можно о многом догадаться. У меня были сомнения и одновременно с ними надежда на хитрый ход — зачастую, в трейлере показывают совсем не то, что происходит на самом деле. К сожалению, примерно к тридцатой минуте фильма сомнения развеялись окончательно. А длится картина, повторюсь, чуть больше часа. В принципе, на имеющемся сценарии можно было бы сделать сконцентрированную короткометражку. Потому что действия, развивающего сюжет, практически нет, диалоги матери и дочери едва ли не повторяются и особой смысловой нагрузки не несут. Спасают ленту от "водянистости" работа Дулатова, пустой город (как ни странно), постановка Сатаева и игра Айсулу Азимбаевой. Актрисе наконец-то повезло с ролью в кино, потому что картины "Препод", "В сетях" и "100 минут о любви" к удачам вряд ли можно отнести. А здесь у Азимбаевой не просто главная роль, но роль, в которой есть что играть. И нужно играть, учитывая близкие к беспомощным диалоги. Наверное, как мистический триллер "Она" выглядела бы интереснее, но и как драма оказалась неплоха, если бы не одна финальная фраза, по сути, превратившая кинофильм в растянутый на час социальный ролик.

Она и пустота
© Sputnik Казахстан