Российское кино подобно сломанным качелям: то один хороший фильм выйдет, то сразу три плохих. «Жги!» — пример из второго ряда, явный претендент на звание худшей российской картины 2017-го года.
«Жги!»
Россия, реж. Кирилл Плетнёв, в ролях: Инга Оболдина, Виктория Исакова, Ольга Бузова, Анна Уколова, Владимир Ильин, Алексей Шевченко, Екатерина Агеева, Данил Стеклов, Татьяна Догилева, Александра Бортич, Лариса Долина, Дима Билан, Ольга Шелест, Антон Камолов.
Алевтине, старшему инспектору провинциальной колонии, на юбилей дарят караоке: она хорошо поёт, но стесняется этого и предпочитает прятать талант под навсегда прилипшей маской суровой и весьма жёсткой надзирательницы. Но вот случай: тайком записанное видео, на котором она исполняет «Старинные часы», в кратчайшие сроки набирает пятьсот тысяч просмотров, Алевтину сравнивают с Пугачёвой и зовут на «пожалуй, лучшее музыкальное шоу страны» «Зажги», где ей предстоит исполнить арию из «Тоски». Помочь с номером соглашается осужденная хромоножка с консерваторским образованием, принимающаяся не только правильно ставить голос своей подопечной, но и делать из неё женщину: «Сердце сегодняшней публики одним вокалом трудно украсть».
Нет ничего дурного в том, что актёр Кирилл Плетнёв захотел стать ещё и режиссёром. Для начала он опробовал свои силы в коротком метре — и более чем успешно: одна из его работ, «Настя», взяла первый приз в соответствующем конкурсе «Кинотавра». «Жги!» — его дебют в большом кино, также уже отмеченный рядом наград. Известно, что Плетнёв уже снимает следующую свою полнометражную картину.
Дурно то, как режиссёр использует данные ему таланты. Как ставит фальшь в основу своего метода.
Плётнёв сам пишет сценарии, так что в случае со «Жги!» ему не скрыться за чужими плечами. Этот фильм — его собственное видение российской действительности и в частности — исправительно-трудовой системы. Но если он лажает, даже воссоздавая на экране гламур (то, что ему, вероятно, несколько ближе), то есть ли вера ему в правозащитных вопросах?..
Обстоятельства бытия в условном Апрельске намечены режиссёром едва уловимыми мазками: музыкалка только в райцентре, начальник тюрьмы не чист на руку и строит дачу с бассейном, используя труд заключённых. На стене висит странный плакат с цитатой из Бальзака: «Чувства — самая яркая часть нашей жизни», иных пример какой-либо правды в показанном здесь мире нет.
Но не лучше выписана и Москва, эта ярмарка тщеславия, привечающая поп-звёзд и шутов разной масти. Ведущая Ольга Бузова вопрошает: «Сможешь ли ты зажечь свой огонь?», Дима Билан говорит кому-то по телефону, что не собирается играть самого себя, Лариса Долина заседает в жюри, Шелест с Камоловым в «прямом эфире» берут у участников шоу «заинтересованное» интервью…
Понятно желание столкнуть эти два мира, продемонстрировав их тотальную несовместимость, но ощущение страшной неловкости — вот тот максимум, которого добивается режиссёр. Тут трудно не заметить вранья — в самой истории, в подходе к ней, в актёрской игре.
Особенно жалко в этом отношении прекрасную актрису Ингу Оболдину, ранее сыгравшую немало отличных ролей, но получающую сейчас призы за творимое здесь безобразие. Верная заветам Станиславского, она создаёт настолько пугающий образ тюремщицы, забывшей о своём женском начале, что ожидаемого превращения в прекрасного лебедя уже попросту не получается. В истории Алевтины нет подлинных предпосылок к преображению, а потому оказываются бесполезными все старания исполнительницы главной роли. «Сказка» о нежданном успехе оказывается липой, поверить в неё невозможно.
Знатоки зарубежной эстрады узнают, возможно, источники авторского вдохновения: одни вспомнят Сьюзан Бойл, другие — Сэм Бэйли, которую с Алевтиной роднит место работы — тюрьма. Но невозможно просто перенести британскую историю на российскую почву. Так не бывает. Без дополнительных усилий это оборачивается крахом.
Не так давно критики всего мира справедливо обрушились на фильм «Снеговик», буквально разваливающийся из-за множества чисто профессиональных ошибок. «Жги!» — плохое кино совершенно иного толка. Здесь добротная картинка подменяет собой насквозь лживую суть — вот в чём проблема. В этом плане ленту правильнее поставить в один ряд с «Берцами» — другим отвратительным примером российского трэша. Но там хотя бы не было песен, а тут песни есть — и последнюю из них герои поют все вместе: жертвы и убийцы, надзиратели и осуждённые…
Так на наших глазах российскому кино нанесён ещё один удар в спину — ведь каждый плохой фильм, сопровождаемый обманчивой рекламой, уводит зрителей у следующих за ним и много более достойных произведений…