Войти в почту

«Нелюбовь» оказалась за кадром

Вчера в киноклубе «Политехник» Владимирского госуниверситета прошла творческая встреча с одним из самых именитых российских режиссёров нынешнего столетия Андреем Звягинцевым. Она длилась, что трудно было предположить, почти 2,5 часа. Актовый зал (он же кинозал) нашего университета был забит до отказа. Всем хотелось увидеть живого Звягинцева – надежду российского кинематографа, и, как некоторые полагают, продолжателя традиций его тёзки Андрея Тарковского. Увенчанный многочисленными наградами европейских кинофестивалей, и экс-номинант на премию «Оскар» внешне выглядел очень скромно, но стильно. Стильной была даже его примерно трёхдневная щетина. Публика в зале подобралась разношёрстная. В нём собрались и знатоки кинематографа, и просто любопытствующие. Поэтому и многочисленные вопросы, на которые отвечал маститый режиссёр, поразительно разнились – казалось, что кто-то уже считает себя неплохим знатоком мирового кинематографа, а кто-то даже не скрывает того, что вообще-то мало, что в нём смыслит. Надо отдать должное Звягинцеву – он с соответствующим его положению уважением принимал всё от всех и был исключительно корректен. Проблема была только в том, что режиссёр выступал до просмотра его последней ленты «Нелюбовь», которую далеко не все успели посмотреть (она была в нашем прокате), поэтому обсуждение фильма, выдвинутого Россией на соискание премии «Оскар», не состоялось. А этого многие ждали и даже недоумевали: почему им сначала показали режиссёра, а потом фильм. Но, впрочем, это, наверное, было и правильно. Почти половина зрителей после встречи со Звягинцевым на фильм не осталась. Время было уже позднее, да и посмотреть это кино можно, например, в интернете. Дело же не в фильме. Перед вами живая легенда – бывший несостоявшийся актёр, ставший большим режиссёром, не гнушавшийся и подработкой дворником, а теперь и заездом во Владимир. Впрочем, Звягинцев не сказал ничего нового, такого, о чём нельзя было бы узнать из его прежних интервью. Интересны были только его ответы на «нестандартные» вопросы. Например, мой сосед очень хотел узнать, сколько денег Звягинцеву дадут, если он получит «Оскара». Я пытался его остановить, уверяя, что денежного приза к «Оскару» не полагается. Но он всё равно прокричал: «А какова цена вопроса?» Звягинцев долго думал над задачкой о том, кто он – оптимист или пессимист. Он возвращался к ней снова и снова. Похоже, что он искал какого-то афористического ответа. Наконец, он его придумал: «Я реалист, с пессимизмом смотрящий в будущее и находящий в этом оптимизм». Нельзя сказать, что все тут же бросились это записывать. Вы можете не поверить, но режиссёра «Левиафана» спросили даже, где он покупал свои ботинки. Впрочем, я бы дал за этот вопрос первый приз. Был ещё один каверзный вопрос: назвать фамилию матери. Звягинцев ответил, что «Звягинцева», но девичью фамилию матери не назвал. Подтекст вопроса был понятен, но уклончивый ответ разочаровал. Ну что вы хотите? Андрей Звягинцев не скрывал, что часть зрителей раздражена «антироссийской направленностью» его кино, но заверил, что не снимает его под вкусы западной публики. Он был вежлив и рассудителен и даже подарил книжку автору вопроса о фамилии его матери. На встрече со Звягинцевым был и вице-губернатор Михаил Колков. Он вручил режиссёру букет цветов и сказал, что надо же поскорее увидеть Звягинцева (он имел в виду фильм «Нелюбовь»), после того как много услышано. Вашему корреспонденту удалось-таки (мы всё же журналисты!) вставить и свой вопрос среди прочих – недаром же я сел на первый ряд. Я спросил просто: рассчитывает ли Звягинцев попасть в шорт-лист ежегодной премии американской киноакадемии, учитывая всё более ухудшающиеся отношения между нашими странами – Россией и США. А Звягинцев ответил ещё проще: дескать, американские деятели культуры об этом (об отношениях) не знают-не ведают, а искусство им превыше всего. Я расстроился таким ответом, тем более что как раз в день встречи с режиссёром российскую сборную отстранили от участия в зимней Олимпиаде-2018. А ещё я вспомнил знаменитый фильм «Любовь» с Жан-Луи Трентиньяном и Изабель Юппер – действительно великий и никогда не преходящий, заставляющий его смотреть, даже если кажется, что на это уже нет сил – фильм, который не может не затронуть даже самые зачерствелые сердца. Простите меня, Андрей Петрович, на «Нелюбовь» я тоже не остался.

«Нелюбовь» оказалась за кадром
© ТВ-МИГ