Психологи МГУ изучили ассоциации от материалов с фильмами
Сотрудница факультета психологии МГУ имени М.В. Ломоносова изучила природу кросс-модальных ассоциаций между тактильными ощущениями и восприятием кино. В результате у участников эксперимента шелк ассоциировался с фильмами с элементами красоты, а наждачная бумага — с фильмами с элементами уродства. Статья опубликована в журнале Multisensory Research. Кросс-модальные ассоциации — это способность человека к образному или метафорическому мышлению. То есть мы можем воспринимать цвет как «сочный» или «холодный», а звук — как «высокий» или «плоский». Эта чрезвычайно гибкая способность является одной из основ нашего комплексного мышления. «Мы исследовали природу кросс-модальных ассоциаций между тактильными ощущениями и кинематографической эстетикой. Оказалось, что частично эти ассоциации существуют за счет эмоциональных репрезентаций о добром и злом, прекрасном и безобразном, сладком и горьком и так далее. Например, материал, который люди оценивают как сладкий, ассоциируется у них с фильмом, который они тоже оценивают как сладкий. То есть наши эмоциональные и семантические репрезентации работают как своеобразный клей, соединяя ощущения из разных модальностей», — рассказала Марина Иосифян, кандидат психологических наук, научный сотрудник кафедры нейро- и патопсихологии факультета психологии МГУ. Респонденты просматривали отрывки из фильмов, а затем на ощупь выбирали среди разных материалов (стекла, металла, резины и других) те, которые ассоциировались у них с этими фильмами. После этого они оценивали фильмы и материалы по разным эмоциональным шкалам. Например, злой-добрый, счастливый-несчастный, отвратительный-приятный, красивый-уродливый. Самая сильная ассоциация была между фильмом Лукино Висконти «Смерть в Венеции» и шелком, а самая слабая – между фильмом Геннадия Шпаликова «Долгая счастливая жизнь» и наждачной бумагой. «Мы планируем найти нейрокорреляты феномена, который обнаружили, с помощью функциональной магнитно-резонансной томографии», — заключила Марина Иосифян. Исследование проведено в сотрудничестве с Московским государственным психолого-педагогическим университетом (МГППУ) и при поддержке ВТБ Капитал.