«Мрачный клоун». Театровед рассказал об уникальном даре Леонида Броневого
Председатель жюри конкурса «Золотая маска», ректор Высшего театрального училища им. М.С. Щепкина, профессор, заведующий кафедрой истории театра России РАТИ (ГИТИС) Борис Любимов рассказал в эфире НСН, почему Леонид Броневой никогда не смеялся и при этом воспринимался многими зрителями как комедийный актер. - Актерский талант Броневого называют уникальным. В чем именно это проявлялось: в перевоплощении, в подаче, в контакте со зрителем? - Тут целая совокупность свойств. Если вы обратили внимание, он почти никогда не смеялся. Он очень мрачный юморист, я бы сказал. Может быть поэтому он так «совпал» с Марком Захаровым. У Броневого была невеселая жизнь. Сначала потеря родителей, арест отца. После окончания школы-студии МХАТ он сначала уехал в провинцию, не сразу перебрался в Москву. Уже взрослым, сложившимся актером он пришел в Театр на Малой Бронной. Все его помнят по «Ленкому», где он играл последние годы, но складывался он не там. - Но там больших ролей него не было… - Слава и известность к Броневому пришла в 45 лет, когда он сыграл в фильме «17 мгновений весны». Тут его узнали все. Если бы не эта роль, может быть, и не было бы всей той последующей славы, которая у него была. - На разных этапах своей жизни Броневой работал с разными режиссерами, высокопрофессиональными мастерами. Как они повлияли на его актерское становление? - Сначала он работал с Андреем Гончаровым в Театре на Малой Бронной. Там были его первые роли. Потом туда пришел Анатолий Эфрос. Так в жизни Броневого появились и спектакли «Платон Кречет», далее «Человек со стороны», «Дон Жуан», «Женитьба» и другие. Ну и нельзя не отметить его почти абсолютное совпадение с Марков Захаровым. Можно сказать, что не только яркая индивидуальность Броневого, но и работа с тремя высокопрофессиональными режиссерами, сыграла роль в становлении его актерского мастерства. - Коллеги Броневого отмечали его непростой характер и «уникальное чувство юмора» … - У него была уникальная способность мрачно шутить – очень редко, почти не улыбаясь, заливисто не хохоча. При этом его многие воспринимали, как комедийного актера, очень редко как драматического. Это даже не «смех сквозь слезы», а смех сквозь преодоление того мрака жизни, который был у него за плечами. Он в своих интервью часто был не весел, а зритель при этом хохотал. Я бы назвал его «невеселый шут» или «невеселый клоун». Он таким был. - Броневой учился вместе с Игорем Квашой, Олегом Басилашвили, Валентином Гафтом, Олегом Табаковым… Это легендарное актерское поколение… - Чудесное поколение Школы-студии МХАТ! Он питался этой средой. Представляете, каково было там 60 лет назад от этих молодых, заводивших друг друга людей! - Сегодня многие критики говорят, что старая актерская гвардия уходит, а на смену ей прийти некому… Это правда? - Так всегда человечеству кажется. Я думаю, что в годы, когда сокурсники Броневого учились в Школе-студии, о них тоже говорили: «Куда им до предшественников!» Старшее поколение всегда немного скулит и тоскует по ушедшим родным и близким. Это не совсем правильно, потому что всегда приходят новые талантливые и молодые. С другой стороны, хочу сказать, что сегодня во многом утрачена способность взращивать и воспитывать актеров, как это было в 70-80е годы и предшествующий период. Потому что в сериалах не занимаются актерами. В фильмах крупных режиссеров не так много. Тех, кто занимается актерами и выращивает их как сад, как клумбу, как лес, не так много. Как мы говорим о тренерском футболе, что тренеров й нас не густо. Так же и с талантливыми режиссерами. Но людей, которые бы занимались индивидуальностью актера и вели его, давали ему роли на вырост, как это делал Товстоногов, Эфрос, Ефремов, тот же Захаров, таких чрезвычайно мало. Это очень осложняет появление крупных индивидуальностей. Другая причина в отсутствии, как это ни странно, большой современной драматургии. Актер все-таки начинает со своего опыта, с того, чтобы сыграть кого-то из своей жизни. Так было с каждым поколением актеров. Утрачена триада «драматургия – режиссура – актерское искусство». - Есть надежда, что наше театральное искусство пополнится молодыми и талантливыми актерами? - Разумеется, надежда есть. Просто надо очень долго работать с этой молодежью, чтобы из нее выросли такие актеры, как Лавров, Смоктуновский, Евстигнеев, Леонов, Баталов и Броневой. Все они были рождены в 1925-27 годах. Нам остается только благодарить их, что они стали такими, какими стали. Леонид Броневой скончался в Москве 9 декабря. Народном артисту СССР было 88 лет. Прощание с актером состоится в понедельник в 11:00 в Большом зале «Ленкома».. Похоронят Броневого на Новодевичьем кладбище.