Этика «Артдокфеста». Нужна ли обществу «другая точка зрения» на украинский конфликт?

Фестиваль «Артдокфест» в этом году запомнился отменами и срывами показов, угрозами организаторам и призом, присужденным одному из самых спорных фильмов программы. Кино о бывшем лидере запрещенной в России организации «Меджлис крымскотатарского народа» Мустафе Джемилеве сняла с показа сеть «Каро» — как говорили организаторы «Артдокфеста», «по звонку сверху», не добавляя подробностей. Фильмом «Война ради мира», главные герои которого — жители Мариуполя и члены националистического украинского батальона «Азов», официально интересовались депутаты Госдумы. Единорос Петр Толстой просил Генпрокуратуру проверить ленту на предмет экстремизма. Фильм в итоге так и не показали. Хотя организаторы строго соблюдают российские законы, заявил Business FM президент «Артдокфеста» Виталий Манский. Виталий Манский президент «Артдокфеста» «Естественно, мы очень внимательно относимся к тому, что показываем, и то, что мы показываем, безусловно, соответствует действующему российскому законодательству: и по позиции прокатных удостоверений мы имеем право показывать зарубежные фильмы во время международного фестиваля без получения прокатных удостоверений, и по позициям демонстрации каких-то сил, которые запрещены в РФ. Эти силы не демонстрируются в тех фильмах, которые мы показываем. А вопросы этические, на мой взгляд, тем более соблюдаем: мы убеждены, что фильмы, которые мы показываем, крайне необходимы нашему обществу для начала цивилизованной дискуссии и попыток определения вектора движения, который бы нас вывел из этой катастрофы». Показ фильма «Полет пули» сорвали активисты движения SERB. В итоге лента получила «Лавровую ветвь» фестиваля в номинации «Лучший арт-фильм». Это полуторачасовое кино, снятое одним дублем. В кадре члены украинского добровольческого батальона «Айдар» пленяют, допрашивают, а потом отпускают обычного жителя Луганской области. В целом же, судя по трейлерам, представленным на сайте «Артдокфеста», из 21 работы конкурсной программы почти половина так или иначе посвящена конфликту на юго-востоке Украины. Почему так много? Организаторы говорят, актуальная тема. В 2014 году фестиваль и вовсе назывался «Украина не Россия», в 2015-м тоже большая часть работ была на эту тему. Документальное кино становится все популярнее. Возможно, потому что получить альтернативную точку зрения из других источников невозможно, говорит режиссер Гарри Бардин, возглавлявший жюри фестиваля в 2015 году. Гарри Бардин режиссер «Это в расчете на независимого зрителя, который мыслит самостоятельно, не поддается зомбированию. Там были очень хорошие фильмы, в том числе и на украинскую тематику. Я вспоминаю, что там был фильм про добровольца, которому все равно, что делать, лишь бы убивать. Было такое щемящее чувство от этого фильма. Фильм был умный, он был ни «за», ни «против» — он был документален. Эта тема стала близка. Она не остывает не только на ток-шоу у Соловьева, но она не остывает в наших сердцах. То, что они возвращаются к этой теме и снова говорят об этом, — это достоинство фестиваля. Он дает другую точку зрения». Проблема в том, что эта «другая точка зрения» на «Артдокфесте», мягко говоря, превалирует. К тому же фильму «Полет пули» даже у представителей российской либеральной общественности возникла масса претензий. Уже находясь в подвале, главный герой — мужчина, плененный айдаровцами — рассказывает о том, где в его городе стоят силы противника. При этом в кадр попадают документы пленника — имя, адрес, паспортные данные. Один из самых обсуждаемых вопросов режиссеру Беате Бубенец — понимала ли она, что из-за ее творчества под угрозу ставится жизнь этого мужчины. Или жестче — не участвует ли она сама в военном преступлении? А в целом по «Артдокфесту» справедливо задать вопрос: какие шансы на фестивале были бы у точно такой же ленты, снятой по другую сторону фронта?

Этика «Артдокфеста». Нужна ли обществу «другая точка зрения» на украинский конфликт?
© BFM.RU