Брюс Джоэл Рубин о создании "Привидения"
Голливудский сценарист Брюс Джоэл Рубин рассказал порталу Москва 24 о том, как перенес шекспировскую трагедию в современный Нью-Йорк и создал самую романтичную мистическую историю о любви на все времена − фильм и мюзикл "Привидение".
− Расскажите, как возникла идея создания мистической мелодрамы?
− Я всегда хотел создать фильм про привидение и снять его именно от лица призрака. Мысль о том, что смерть − это не конец, меня по-настоящему завораживала. Я твердо уверен, что в определенном смысле мы существуем до рождения и так же существуем после смерти и история про призрака была бы отличным способом развить эту идею. Вообще, было довольно сложно придумать, что же это будет за история. Но однажды я посмотрел постановку "Гамлет". Там в одной из сцен в замке появляется призрак отца Гамлета, который говорит: "Отомсти за мою смерть!" Услышав это, я сказал себе: "Ага! Я же могу перенести эту историю в современный Нью-Йорк!" Так появилась идея фильма "Привидение".
− Насколько сложно было убедить голливудские киностудии в том, что из этого может получиться отличный фильм?
− Очень сложно! Я потратил на это уйму времени. Я готовил трехминутные питчинги (презентации. − Ред.) и пытался продать потенциальным продюсерам эту историю, но заинтересованности в их глазах было мало. Однако мои презентации с каждым разом становились все лучше, я начал понимать, как удерживать внимание людей, вырисовался персонаж Оды Мэй... Сцену с убийством Сэма я не просто описывал словами, а изображал звуками: громко хлопал там, где должен был раздаться выстрел... Так я завладел вниманием слушателей и продал идею фильма. Затем я написал сценарий для Paramount, и все пришли в восторг. Предстояло только найти режиссера.
− Желающих оказалось слишком много и было сложно выбрать наиболее достойного? Или вам не нравились их идеи?
− Приходили и с хорошими идеями, и с плохими... Когда мне предложили кандидатуру Джерри Цукера, я был категорически против: он ведь до этого снимал комедии, и я не думал, что у него получится реализовать мою идею в правильном ключе. Как-то мы с Джерри сели поужинать, и я сказал ему: "Мы сейчас будем говорить о чем угодно, кроме "Привидения". Тогда мы обсудили множество самых разных тем, и в процессе подружились. И уже потом, во время обсуждения фильма, мы вели себя как старые друзья. И даже если у Джерри в процессе работы появлялись какие-то мысли, которые мне не нравились, я знал, что все равно должен прислушиваться к ним. Когда фильм был полностью готов и адаптирован под наши общие идеи, Джерри Цукер уже настолько погрузился в работу над ним, что знал каждый нюанс и каждый эпизод этой истории. В итоге у нас с ним сложилось абсолютное взаимопонимание!
− Следующей большой задачей стал поиск актеров, верно?
− Именно так! В главной женской роли мы изначально хотели видеть Деми Мур, и она сказала "да". Это было просто замечательно! А на роль Сэма мы очень хотели пригласить большую голливудскую звезду − например, Харрисона Форда, или Майкла Джей Фокса, или Пи Джей Хогана, или даже Тома Круза. Но все они отвечали нам "нет".
Харрисон Форд вернул сценарий с пометкой: "Прочел несколько раз, но так ничего и не понял". Никто из них не хотел играть мертвеца: голливудские кинозвезды не должны быть мертвыми, они должны олицетворять мощь, силу, целеустремленность... Мы уже приготовились остаться вовсе без фильма, потому что попросту не могли найти актера.
И тогда я увидел Патрика Суэйзи в телешоу, где он рассказывал о смерти своего отца и плакал, но плакал очень по-мужски. И я сказал: он потрясающий, мы должны снять его в фильме! Я позвонил Патрику и сказал, чтобы он пришел с портфелем и надел костюм с галстуком, чтобы выглядеть как банкир.
Когда в таком образе он вошел в студию, все были очарованы. А когда во время пробы он сыграл последний эпизод фильма и произнес: "Любовь внутри, она остается с тобой", − мы все прослезились. Патрик был утвержден, и мы могли начать съемки!
− Вспомните, что вы чувствовали, когда поняли, что ваше "Привидение" стало настоящим кинохитом начала 1990-х?
− Если честно, то, когда мы сняли фильм, были уверены, что никто не пойдет его смотреть. Но вот настал день премьеры в Голливуде, мы ехали в кинотеатр (президент киностудии, режиссер, я, некоторые актеры) и увидели эти длинные-длинные очереди к кинотеатру и не поверили, что такое множество людей пришло посмотреть нашу картину. Желающих увидеть фильм было так много, что даже пришлось устраивать дополнительные показы. Очереди из зрителей выстраивались вокруг кинотеатра за несколько часов до начала! Вот тогда мы впервые поняли, что это будет по-настоящему успешный фильм.
− И он стал успешным! С июля по декабрь каждую неделю возглавлял рейтинги по кассовым сборам − такого прежде никогда не случалось...
− Он оказался феноменально успешным. И я получил премию "Оскар". Я с восьми лет мечтал, что когда-нибудь получу "Оскар", но никак не мог представить, что это произойдет на самом деле. Это событие изменило мою жизнь!
− Как скоро вы приступили к работе над мюзиклом "Привидение"?
− Тогда после ошеломительного успеха фильма я в каком-то смысле поставил точку в этой истории, закончил с "Привидением"... Когда меня спрашивали, не хочу ли я снять продолжение, я отвечал "нет". "Мюзикл не хотите ли поставить?" − Снова: "Нет!" − "Но почему?" − "Потому что фильм хорош сам по себе!" Вот так я продолжал отвечать, и тогда Дэвид Гарфинкл и Колин Инграм приехали ко мне домой в Верхний Нью-Йорк. Они так долго пробыли у меня, пытаясь уговорить сделать мюзикл, что опоздали на свою обратную электричку.
Они пробыли у меня всю ночь, и уже где-то под утро во время нашей беседы я увидел этот мюзикл и понял, что нового он может привнести в эту историю! В фильме у нас есть крупные планы: вы смотрите на героиню в кино, вы видите ее глаза, слезы, чувствуете ее переживания, а в мюзикле вместо этого песни − о своей потере она поет! И тогда вы еще глубже погружаетесь в происходящее, сопереживаете ей.
Действительно, так и произошло.
− Как происходила работа над мюзиклом?
− Последовал очень долгий процесс создания мюзикла − семь лет! Предстояло найти режиссера, актеров, танцоров, певцов, но это было так весело! Это было одно из величайших удовольствий в моей жизни. Кстати, изначально я сам написал все песни для мюзикла, потому что люди, которых мы привлекали к созданию текстов, не могли прочувствовать героев и то, как они должны себя вести. И я решил, что сам сделаю это лучше. Мы работали с потрясающими композиторами − Дейвом Стюартом из Eurythmics и Гленом Баллардом, спродюсировавшим Аланис Мориссетт и ее альбом Jagged Little Pill, а также некоторые песни Майкла Джексона.
Они пришли, взяли мои стихи и начали превращать их в эти невероятно красивые песни, так что теперь я уже был и сценаристом голливудского фильма, и автором сценария бродвейской постановки, и автором стихов для этой постановки. А потом ко мне подходит режиссер и говорит: "Слушай, у нас тут есть два замечательных поэта. Можем ли мы дать им попробовать чуть-чуть улучшить твои песни?" Я согласился. И они это сделали!
Они сделали их лучше, но при этом мои песни начали потихоньку исчезать из мюзикла, и на их месте появились новые. Но они и сделали шоу по-настоящему прекрасным, цепляющим и трогательным. Я бесконечно благодарен им за это.
− Успех мюзикла в России был ожидаем или это скорее большая удача, чем холодный расчет?
− Когда я прилетел в Москву, очень переживал: а все ли знают этот сюжет? Все ли знают фильм "Привидение"? И когда я начал общаться с людьми и спрашивать, смотрели ли они фильм, мне говорили: "О, мы обожаем "Привидение"! Мы любим этот фильм уже 25 лет, это до сих пор один из любимых фильмов в России! Все знают "Привидение".
Я был так поражен, ведь даже не подозревал, что тут кто-то смотрел этот фильм! И люди были так благодарны, что теперь мы превратили фильм в мюзикл. Когда я был на московской премьере, увидел, что зрители полюбили мюзикл. Его везде любят... И я понял: у мюзикла "Привидение" есть то, что я называю "универсальный голос", понятный каждому зрителю вне зависимости от его политических взглядов или интеллектуальных способностей. Этот мюзикл просто проникает в ваше сердце и вызывает живые эмоции.
В "Привидении" заключена по-настоящему прекрасная идея: в финале эта история заставляет вас поверить во что-то большее − в то, что жизнь гораздо больше, чем мы можем представить. Вы понимаете одну вещь, ключевую идею фильма в самом последнем эпизоде: любовь − внутри тебя, она остается с тобой всегда. И это мое глубокое убеждение, которое я перенес в мюзикл и фильм, пытаясь донести эту идею до вас, наших зрителей. Когда вы выйдете из театра, любовь, которая есть в вас, останется с вами, куда бы вы ни направлялись!