Войти в почту

Радж Капур: песня из фильма "Бродяга" стала гимном в блатной среде

Его называют "индийским Чаплином". Так почему бы в день рождения нам с вами о нем поговорить?! В нескольких мегапопулярных фильмах герои Раджа Капура действительно очень смахивают на чаплиновского "маленького человечка". Видимо, чаплиновский штамп потому так легко и прижился. Его охотно тиражируют. Причем, не сомневаясь, что оказывают Капуру огромную услугу и делают ему великий комплимент. Однако если придерживаться этой линии и пойти вглубь, будет, на мой взгляд, уместней сравнивать Раджа-художника с Гоголем или Чеховым. Естественно, привнеся в это сравнение необходимые коррективы. Даже обязательные поправки. Индийский актер Радж КапурНу, во-первых, на национальную специфику – Индия другой мир. Многоликий, парализующий, уносящий в иные измерения. И в своих бездонных безднах чужеземцам непонятный. Во-вторых, на специфику жанра – все-таки это кино, а не литература. Со своими собственными художественными инструментами и выразительными средствами. А в-третьих – это кино индийское, стоящее особняком и живущее по обязательным лишь для него канонами. Давайте, положа руку на сердце, признаемся: даже смахивая с глаз невольно навернувшуюся слезу и злясь на себя за это, мы на индийское кино смотрим немного свысока. Не исключено, что зарубежные критики неосознанно переносят этот взгляд и на Раджа Капура. А он по масштабам и глубине своего таланта достоин и как актер, и как режиссер – как творец стоять на вершине мирового кинематографа. Так что, к сравнению с Гоголем и Чеховым я прибегнул отнюдь не случайно. Прикрываясь сентиментальностью как формой, Радж Капур доступно и просто доносил до многомиллионной, прежде всего, конечно, индийской аудитории темы острого социального и нравственного звучания. А порой и элитарные философские идеи. О смысле жизни. О любви. О ненависти. О назначении человека… Признаюсь, я запомнил Раджа Капура по двум его фильмам, фантастически популярным в Тбилиси моего детства – "Бродяга" и "Господин 420". Песни из них почти ежедневно звучали по радио (телевидение делало лишь первые шаги). Их напевал почти весь город. Слова одной – навсегда врезались в память. Думаю, не мне одному. "Авара я!". На хинди "авара" означает бродягу. В грузинском это слово носило более криминальный оттенок – так иногда раньше в Тбилиси называли воров. Не берусь судить, насколько это связано с фильмом и что из чего вытекает, но песня "Авара" на продолжительное время стала настоящим гимном в блатной среде. Кстати – авторитетный в своем роде знак качества. Еще, помню, меня наповал сразила информация: в Индии Радж Капур настолько популярен, что ему, вместо цифр, разрешили написать на автомобильном номере свое имя. Это сегодня у нас любой автовладелец может заплатить 5 тысяч лари и писать на нем, что взбредет в голову! Кроме ругательств. Охотников, к счастью, немного. Обнадеживает, что даже располагающие крупными суммами горожане предпочитают самоутверждаться иными способами. Что касается Раджа Капура, поражаться, оказывается, следовало совсем не тому. Прежде всего, я и два этих фильма воспринял слишком однобоко и примитивно. Как обычно воспринимают индийское кино. Но как ни в коем случае нельзя воспринимать Раджа Капура. Суть в том, что в мировой клуб киногениев он вошел совсем другими своими лентами. Я их вообще не смотрел – только читал. В прокате они потерпели сокрушительный крах, грозя полным банкротством частной студии Капура. Правда, он тут же бил кассовые рекорды очередной лентой – своей или со своим участием. Латал дыры бюджете и опять брался за свое. Могло показаться, он играючи управляет процессом своей популярности и кассовыми сборами. Блестящий актер, режиссер и продюсер, он действительно тонко чувствовал, чего ждет и хочет зритель. Но не менее ясно осознавал, чего хочет добиться сам, к чему стремится. И что, как воздух, требуется большому индийскому кино. Которому он старался верно служить. И которое продвигал в ущерб популярности, даже не говоря о потерях материальных. Известный индийский актер и режиссер Радж Капур с сыновьями Рандхиром, Радживом и Риши на XIII Московском Международном кинофестивалеРадж отчаянно переживал подобные неудачи. Потому что знал – он на верном пути. Просто опережает время. Просто высокое искусство никогда не станет массовым. Хотя было все равно обидно. Тем не менее, сегодня его картины "Мое имя клоун" и в особенности экстраординарная "Истина, любовь и красота" считаются вершиной и классикой индийского кино. Он и знаменитый образ своего "бродяги" у Чаплина не заимствовал. Сотворил его сам и заставил полюбить миллионы зрителей задолго до того, как вообще впервые увидел чаплиновские фильмы. Верится с трудом? Но это Индия. Это другой мир. У него свои чаплины, гранты, оливье. И у него Радж Капур, своим гением воплотивший в индийском кино все эти имена. Доброго вам дня!

Радж Капур: песня из фильма "Бродяга" стала гимном в блатной среде
© Sputnik Грузия