Криминальный зверинец 

Криминальный зверинец
Фото: Sputnik Казахстан
Об Олжасе Ахметове и его ленте «Неделимое» сейчас говорят и пишут много. Пожалуй, это одна из лучших маркетинговых кампаний независимого фильма в истории казахстанского кино. Facebook и другие социальные сети, разнопрофильные печатные и интернет-издания, билборды на улицах, вышедший к старту проката музыкальный клип с композицией из саундтрека, большие премьеры в Алматы и Астане. Если бы за все пришлось платить «живыми» деньгами, наверное, маркетинговый бюджет «Неделимого» сравнялся бы с производственным. Который составил немногим менее ста тысяч долларов.
Пиар-кампания организована и воплощена таким образом, что, казалось, сам фильм неизбежно будет, как минимум, соответствовать антуражу вокруг него. Сомнения закрались, когда лейтмотивом постпремьерных отзывов стала фраза «На мой взгляд, фильм удался». «Удался» — прекрасное, лишенное однозначной оценки слово, используемое, как правило, когда не хочется никого обидеть, но и похвалить невозможно.
Впервые с творчеством Олжаса Ахметова я познакомился на фестивале короткометражного кино «Байконур», где режиссер участвовал в конкурсной программе со своим фильмом «Квартира 6» и получил приз за лучший сценарий, хотя история там надуманная и откровенно слабенькая — подробнее по ссылке. «Неделимое» — это полнометражный дебют Ахметова, но проблема при переходе из «коротких штанишек» в «длинные» осталась той же: сценарий.
Двое полицейских — «хороший» Аян () и «плохой» Алдияр () — останавливают машину-нарушителя, в которой едет супружеская пара (Ербол Семкулов и Алия Ахметова). Не добившись ни штрафа, ни взятки, патруль отправляется обедать в придорожное кафе «Поляна». А молодые люди устраивают у озера (под той же ивой, что и в картине «Соқыр махаббат» — новое знаковое место в нашем кино) пикник, во время которого жена сообщает мужу, что беременна, после чего супруги решают то ли заняться сексом, то ли просто полежать полуголыми на траве — монтаж об этом умалчивает. Тем временем в «Поляне» собрались криминального вида хозяин заведения Арсен (), его подручный традиционных взглядов Дос (), официантка Карина (Жибек Жаппасбаева), которая то ли уже любовница Арсена, то ли все-таки держит оборону, пока босс ни разберется «со своей мегерой», а также упомянутые выше Аян и Алдияр.
Все пятеро слышат по радио сообщение о нападении на инкассаторов трех бандитов, оставивших после себя два трупа и прихвативших десять миллионов долларов. По мановению волшебной палочки, машина с троицей (Нуржан Садыбеков, Асан Мажит, Чингиз Капин) появляется на горизонте. Причем, в сторону границы они едут на попутке (!), доводя своим неадекватным поведением водителя, и тот их высаживает. Вместо попытки поймать новую машину, бандиты решают зайти в «Поляну», ведь ограбление ограблением, а обед по расписанию. На входе они видят Аяна и сначала хотят ретироваться, но чтобы не вызывать подозрений (так-то все трое выглядят совершенно естественно и нормально), заходят внутрь. И начинается игра «Мы делили апельсин, много нас, а его тоже много». Со временем сюда же подъедет машина с вновь проголодавшейся (да куда в вас столько лезет!) супружеской парой, являющейся в «Неделимом» сосредоточением всех самых несуразных поступков, которые только можно совершить.
Любой предпремьерный текст о «Неделимом», в том или ином ключе, упоминал . И от этого сравнения никуда не деться. Уши Квентина торчат отовсюду.
Когда талантливые диалоги талантливо отыграны, получаются бриллианты — как у Тарантино. Когда хорош только какой-то один из двух компонентов, получается отличное кино. Когда нет ни того, ни другого — пиши «пропало».
Фильмы, снятые в замкнутом пространстве, по сути, в четырех стенах, априори держатся либо на диалогах, либо на актерской игре. В «Неделимом» из разговорного винегрета длиною полтора часа действительно запоминается только один эпизод — шутка Алдияра о грабителях и английском языке. Олжас Ахметов собрал в своем фильме чуть ли не актерский дрим-тим, но в кадре нещадно переигрывают практически все — за исключением, пожалуй, Азиза Бейшеналиева и Алексея Шемеса, в меньшей степени, Берика Айтжанова. Причем, про актеров в центральных ролях ты знаешь — они прекрасные исполнители; знаешь (по театру, другим фильмам), как они могут играть. И здесь, скорее, проблема режиссера, не сумевшего «настроить» своих актеров, не создавшего из набора ярких персоналий ансамбль. Для дебюта это, наверное, некритично, но обидно, что, возможно, лучший каст в истории современного казахстанского кино так и остался лишь фактурными фото на постере.
Другая проблема того же толка — в «Неделимом» абсолютно нет цельных характеров. Мы мало знаем о героях, а то, что знаем, в течение фильма вступает в противоречие с новыми обстоятельствами. Трое грабителей заявлены, как детдомовцы — явно без какого-то серьезного криминального опыта. И, тем не менее, им удается совершить удачный налет и украсть миллионы долларов. Что не мешает дальше вести себя абсолютно нелепо. Владелец «Поляны» Арсен вроде мужик серьезный, и на границе у него свои ходы-выходы, и опыта как раз навалом, и характер имеется, а прозябает в кафе на трассе, да еще и глупит с официанточкой. Любитель телефонов Vertu, часов стоимостью в машину (если, конечно, они не были привезены с Золотого рынка в Дубае) и туфель из крокодиловой кожи майор Алдияр то провозглашает, что «мне по барабану все и вся, главное — деньги», то демонстрирует невесть откуда взявшуюся совесть. И даже «честный коп» Аян мечется из стороны в сторону. Наиболее же абсурдно (как сценарно, так и по исполнению), повторюсь, выглядит супружеская пара. То, что они вытворяют, идет на развитие сюжета, но буквально каждый их поступок вызывает непроизвольную реакцию «рукалицо». Дабы сильно не спойлерить, маленький пример: многие ли из вас, зайдя в уборную кафе на трассе, чтобы вымыть руки, сняли бы обручальное кольцо и положили его на раковину?
Отсутствие характеров и масса несуразностей порождают еще одну проблему вдобавок ко всем имеющимся — из массы персонажей нет такого, кто вызывал бы отклик и хотя бы толику переживания. В итоге, цитируя «Бумер» и , «никого не жалко, никого». Это результат слабости сценария, а вернее, его искусственной натянутости. Как и в случае с фильмом , в «Неделимом» хороший сценарий для короткометражки минут на двадцать — не более. Выжимать из имеющегося материала почти полтора часа — получать сырой результат. «Неделимое» — кино не хорошее и не плохое; хуже — оно никакое. В «Логове» все настолько плохо, что это было даже смешно. В «Неделимом» действительно прекрасна лишь одна задумка — с постепенным уменьшением суммы украденного. В этом маленьком оригинальном сценарном штрихе больше нашей действительности и колорита, чем во всем фильме.
Видео дня. Что стало с актерами из «Приключений Электроника»
Комментарии
Читайте также
Новости партнеров
Новости партнеров
Больше видео