- Моя первая картина - «Слово для защиты». Там снимались
Марина Неелова,
Олег Янковский,
Станислав Любшин. «Слово для защиты» - это история двух женщин, одна обвиняемая, другая адвокат. Обвиняемая шла по статье «покушение на убийство». Такая мощная драматическая пружина была внутри закручена. Играли Марина Неелова и
Ирина Купченко, тогда совсем молодые, яркие, красивые, мощные. Начали работать, просто искры сыпались. И вдруг произошла катастрофа, которую я не пожелаю ни одному врагу, чудовищная катастрофа. Уже примерно одна треть картины была снята. И тут исполнительница главной роли, наша выдающаяся актриса Ирина Купченко заболела, ей запретили сниматься, запретили работать в театре. И картина остановилась, ее нет. Первый фильм, на «Мосфильме», боже мой! Меня вызывает генеральный директор, говорит «я сочувствую, картину закрываем, расформировывайте группу, это уже дело непоправимое». Я понимаю, что ситуация просто чудовищная. Мы ходим по коридорам «Мосфильма», ходим, ходим, что делать – совершенно непонятно. А у меня были такие опытные люди на картине, оператор Толя Заболоцкий, которые снимал многие фильмы Шукшина, художник Ипполит Новодерёжкин тоже работал с Василием Макаровичем. И мы придумали, как быть. Я прихожу к генеральному директору «Мосфильма» и говорю: «Мы беремся доснять картину в те же самые сроки на оставшиеся деньги, с другой артисткой». А я был такой – пришел во ВГИК после завода, где работал начальником цеха, привык преодолевать сложности. И убедил начальство. Мы заново начали все переснимать. Так появилась
Галина Яцкина, актриса Ленкома. Она забросила семью, забыла про ребенка, про мужа, входила в роль и была в итоге снята в главной роли. Картина была сделана. К ней можно по-разному относиться, но в народе ее полюбили, посмотрели ее 35 миллионов человек, она получила премию. И Галя хорошо сыграла. Но у меня осталась эта часть, которую мы снимали с Купченко, мы решили ее сложить. Мы увидели все то же самое, те же декорации, тот же сценарий, режиссер, оператор. Партнеры остались те же – Янковский, Неелова. Все осталось тем же, просто поменялась актриса. Реплики те же и вроде про то же самое снималась. Но картина была другая. И не просто другая, а – о другом. С Ирой Купченко получалась картина про то, как, в общем, женщина духовно развитая задыхается в безвоздушном пространстве той безвременщины. А с Галей получилось про такую советскую женщину, которая вдруг почувствовала какой-то дискомфорт. Два разных сюжета, две разные истории. И я ощутил шкурой, что такое выбор актера. Когда вы утверждаете актера, вы должны знать, про что вы хотите снимать кино. Поэтому каждый раз утверждение актеров это такое тяжелое время, накладывающееся еще на типовое мужское малодушие, на необходимость сделать выбор.