Войти в почту

Австрия – страна грехов и искусства

“Эгон Шиле: смерть и дева” Ловелас, бунтарь, скандалист, порнограф – как только не называли молодого и, безусловно, талантливого художника Эгона Шиле его современники. Он был экспрессионистом и провокатором. Вдохновением для творчества ему служили женщины, точнее их обнаженные тела. Именно за эту страсть к изображению голых девушек, а иногда и совсем юных девочек, живописца наградили не только нелестными эпитетами, но и небольшим тюремным заключением. Фото: Кинопоиск.ру Страстная и эпатажная кинолента начинается с огня. В первые секунды фильма мы видим, как еще маленький Эгон (Ной Сааведра) вместе с сестрой Гертой (Марези Ригнер) наблюдают, как свихнувшийся от сифилиса отец сжигает все их наследство в огне. Эта тема рефреном всплывает на протяжении всего фильма. Как будто в этом же огне потом будут гореть картины Шиле и сама жизнь гения, закончившаяся так рано, всего лишь в 28 лет. Но короткая судьба не помешала ему создать около 300 картин и тысячи рисунков. В фильме показано, что, несмотря на экстравагантный образ жизни, а позже тюрьму и армию главным для Шиле всегда оставалось творчество. “Я всегда работаю”, – говорит он в одном из эпизодов. Свойственное для экспрессионистов отражение эмоционального состояния у Шиле совместилось с популярным в то время психоанализом. Все переживания и комплексы, ссоры с любимой сестрой и конфликт с матерью прочитываются у художника в угловатых и искореженных линиях, быстрых и грубых мазках. Фото: Кинопоиск.ру У меланхоличного Шиле не было отбоя от поклонниц, но по-настоящему полюбил он только одну даму – натурщицу Валли, (Валери Пахнер), подаренную Эгону, обожаемым им художественным кумиром Густавом Климтом. Именно ее Эгон увековечит в своих самых выдающихся картинах. В честь одной из них, собственно, и назван фильм. Изначальное название картины – “Мужчина и дева”, но Шиле изменил первое слово, узнав, что Валли умерла на фронте от скарлатины. “Смерть и дева” стала символическим пересказом отношений между прекрасной натурщицей и талантливым художником. Валли полностью посвящала себя возлюбленному, отдавая не только тело, но и душу. Горькая минута разрыва отражена на полотне с глубокой эмоциональной достоверностью. Валли с иступленной надеждой обнимает Эгона, который из источника счастья превращается в саму смерть. К слову, Шиле в исполнении молодого Ноя Сааведра получился просто восхитительным. Актеру легко и бесподобно удается передать всю палитру переживаний невротического художника. В его глазах моментально улавливаешь промелькнувшее озарение, и вот уже, кажется, что он пристально разглядывает тебя, как своих натурщиц, и пытается увидеть что-то непостижимое. Фото: Кинопоиск.ру Шиле, как в жизни, так и в кино с неподдельным интересом исследует анатомию человеческого тела. И видимо с таким же интересом исследовала его жизнь семья Бернеров. Режиссер Дитер Бернер писал сценарий к картине вместе с женой Хильде, которая изучала биографию художника и даже написала об этом книгу. В общем, к работе над фильмом создатели подошли с полной серьезностью. Даже попытались сохранить дух времени и отказались от искусственного освещения – в кадре горит только керосиновая лампа или свеча. Нагота в фильме выглядит абсолютно не пошло, а наоборот совершенно естественно. Впечатление, что оператор Карстен Тиле проник в художника, благодаря чему зрителям удается посмотреть на обнаженных натурщиц глазами живописца, акцентируя внимание не на разврате, а на красоте и глубокой эстетике. Закрепить этот метод помогают правильные ракурсы. Некоторые сцены в кинофильме и вовсе полностью повторяют картины художника. Фото: Кинопоиск.ру Кинолента словно пропитана смертью, и личными переживаниями художника. Атмосфера и стилистика фильма под стать картинам Шиле. Безысходность, нежная грусть, и таинственная романтика настраивают зрителей на экзистенциальную волну. А усиливает восприятие волшебная и очень лиричная музыка. Сразу хочется задуматься и о смысле жизни, и о смысле искусства в ней. “Ночь длиною в тысячу часов” Кто бы мог подумать, что такая банальная тема для фильма, как погоня за наследством, может в наше время быть оформлена так оригинально. В описании к фильму значится и детектив, и триллер и даже ужасы, но, по-моему, все это больше похоже на театр абсурда или экспериментальную черную комедию. А теперь по порядку. Семейный бизнес Уллихов должен перейти в наследство белокурому и циничному Йохену (Лукас Мико) с нацистскими убеждениями и шпагой подмышкой. Но его мать Эрика против. Она решает отдать компанию благородному и скромному Филиппу (Лоуренс Рапп), но в момент подписания контракта старушку комично хватает приступ. Переложив труп родственницы на диван, и не успев опечалиться Уллихи спустя несколько минут обнаруживают покойницу живой и невредимой за столом переговоров. А за ней в поместье необъяснимым образом возникают другие умершие родственники четы Уллих. Почему и как они вернулись с того света живых представителей семьи почему-то мало волнует. Вместо этого они начинают расследовать загадочное преступление. Кадр из фильма "Ночь в тысячу часов" Роковая, сексуальная красотка Рената, погибшая при неясных обстоятельствах во времена нацистской диктатуры, никак не может вспомнить свою смерть. И Уллихи горят желанием выяснить, что же случилось, а больше всех внук Ренаты – Филипп, очень похожий на ее мужа Георга, который почему-то никак не воскресает вместе с другими родственниками. Первая половина фильма получилась весьма любопытной, начиная с титров, которые выполнены в детективной стилистике. Интригующая завязка рождает реальный интерес, веселят хорошие шутки. Но спустя короткое время понимаешь, что классические сюжеты рассыпаются и превращаются в сплошное безумие. И воскресшие родственники тут только цветочки. Кадр из фильма "Ночь в тысячу часов" Между Ренатой и Филиппом возникает сексуальная связь (что это, инцест или некрофилия?). Дом Уллихов опечатывает нелепая кайзеровская стража, захватывают фашисты, а в конце концов вообще бомбят. Мешанина из жанров и всевозможных киношных штампов прямо говорит, что серьезно ко всему происходящему относиться не стоит. Режиссер Виргил Вилдрих в кинематографе зарекомендовал себя, как экспериментатор. Поэтому и в полном метре он все также продолжает гнуть свою линию. И не зря. В фильме, безусловно, превалирует форма, а не содержание, поэтому в нем больше вопросов, чем ответов. Подобные эксперименты с жанровыми воплощениями, конечно, по вкусу не каждому зрителю. Но помимо всей этой катавасии, в картине создана прекрасная атмосфера, отсылающая и к стилистике 40-х гг., и к нуарным детективам Голливуда. Игры с пространством и временем тоже весьма занятны, чувствуешь что-то мистическое, как будто смешались реальность и сон. Кадр из фильма "Ночь в тысячу часов" Несмотря на абсурдность и карикатурность происходящего один серьезный посыл в фильме выделить все же можно. Тема чувства вины и платы за грехи предков возникает в фильме совсем недвусмысленно. Конечно, все это лучше всего в австро-немецкой культуре иллюстрируется на примере фашизма и еврейского вопроса. Мы узнаем, что Рената еврейка и невинная жертва. Что поместье на самом деле украдено. А потомки как бы ни хотели, не смогут отмыться от страшных преступлений и прошлых грехов. Так что, как бы глубоко чета Уллихов не прятала свои скелеты в шкафу, они все равно когда-нибудь воскреснут.

Австрия – страна грехов и искусства
© Ревизор.ru