Кинорежиссеру Владимиру Наумову – 90
Практически вся творческая жизнь Владимира Наумова связана с «Мосфильмом». На этой студии они с Александром Аловым сняли свои фильмы, ставшие этапными для советского кино. 30 лет Наумов был художественным руководителем мосфильмовского «Творческого объединения писателей и киноработников», и, занимая этот пост, «пробивал» дорогу многим коллегам. Александр Алов, Владимир Наумов – на счету этого режиссерского тандема десять фильмов, среди которых «Павел Корчагин», «Мир входящему», «Бег», «Легенда о Тиле», «Тегеран-43». Режиссура – дело остроиндивидуальное, в голове у автора фильма – своя вселенная. Как снимать фильмы вдвоем?.. Примеры режиссерских дуэтов можно пересчитать по пальцам. И один из пунктов в этом коротком списке будет случай Алова и Наумова. «Вообще-то сейчас очень трудно проанализировать, как конкретно шла работа, что из чего рождалось, благодаря или вопреки... - вспоминал Наумов уже после кончины друга и соавтора. – Есть такой термин – диффузия: взаимопроникновение при тесном контакте двух различных веществ. Так вот, именно диффузия у нас и произошла, так что и сейчас, когда я снимаю без Саши, я снимаю все равно не один. Может, это звучит сентиментально, но я все время ощущаю на себе и на всем, что я делаю, его внимательный взгляд...» В 60-е, когда многие яркие режиссеры предпочитали сдать свои фильмы «на полку», нежели переделать в соответствии с указаниями цензоров, Алов и Наумов считались везунчиками. Однако, и их путь не был гладким. Чего стоит только история с запретом их фильма «Скверный анекдот» по рассказу Достоевского. В 1966-м сюжет о братании генерала с народом и последовавшим за этим конфузе показался кому-то аллюзией на хрущевскую оттепель и сменившие ее «заморозки». Фильм, в котором снимались Евгений Евстигнеев, Майя Булгакова, Зоя Федорова, Елизавета Никищихина, Николай Гринько и Александра Хохлова, положили на самую дальнюю полку. Следующей картиной Алова и Наумова стал «Бег» по одноименной пьесе Булгакова. Произведения этого писателя тогда только-только возвращались в официальное литературное поле. Конечно, многие режиссеры бредили постановкой по «Мастеру и Маргарите», но до такого еще было далеко. Пугала, как писали редакторы, «тема бога». В «Беге» Алов и Наумов нашли форму, способную передать булгаковское ощущение многомерности реальности. Во вполне реалистичное повествование врывались сны генерала Хлудова - сюрреалистические видения, открывающие пространства для диалога с фантомами, с теми, кого нет. В этом фильме (до сих пор считающемся одним из лучших примеров экранизаций булгаковских произведений) собрался первоклассный актерский ансамбль. Даже такие большие, избалованные ролями актеры, как Михаил Ульянов, Евгений Евстигнеев, Алексей Баталов, справедливо называли работы в «Беге» значительными достижениями в своих кинобиографиях. А для Вацлава Дворжецкого роль генерала Хлудова стала самой главной, вписавшей его имя в историю кино. В начале декабря Владимир Наумов отпраздновал солидный юбилей. Пример его жизни в кино удивителен. Они с Аловым – из поколения пионеров оттепели. В середине 60-х претерпели от киновласти, но не сдались – умудрились снять фильм по «подозрительному» Булгакову так, как хотели его снять. За ним последовали картины «Легенда о Тиле» и «Тегеран-43», ставшие хитами. Потеряв соратника (Алова не стало в 1983-м году), Наумов нашел в себе силы работать дальше, сделал еще несколько фильмов, преподавал во ВГИКе, много занимался делами Союза кинематографистов. С 2002-го года Владимир Наумов – президент Национальной академии кинематографических наук и искусств. По результатам голосования членов этой академии ежегодно в январе вручается приз «Золотой орел» - проходит эта торжественная церемония, по традиции, в Первом павильоне Киноконцерна «Мосфильм», членом правления которого также является режиссер Владимир Наумов. Он неизменно присутствует на церемонии, обращается к многочисленным гостям с приветственной речью. Рядом с Владимиром Наумовым мы привыкли всегда видеть его супругу – актрису Наталью Белохвостикову. К тому моменту, когда она впервые оказалась на съемочной площадке Алова и Наумова (это был фильм «Легенда о Тиле»), она уже была актрисой довольно известной, снялась в фильмах своего учителя Сергея Герасимова «У озера», «Красное и черное». Но громкий успех пришел к Белохвостиковой после работы в фильме «Тегеран-43», где, вдобавок ко всему, советской актрисе выпала удача работать в дуэте с Аленом Делоном.