Войти в почту

Режиссер Александр Митта: Компромиссов не хочу

Автор фильмов «Экипаж», «Сказка странствий», «Гори, гори, моя звезда» Александр Митта активно преподает в киношколе, ведет семинары в Доме кино. У него можно научиться основам режиссуры и мастерству написания сценариев, познакомиться с секретами школы Голливуда и продюсерским тайнам «упаковки» конечного продукта. Режиссер и педагог Александр Митта размышляет о качестве старого и современного кино и преемственности поколений в киноотрасли. — Александр Наумович, в вашей системе обучения читается та самая забота о преемственности поколений в кинематографе, которая была столь дорога советскому кино и которая почти полностью утрачена с развалом СССР. Чему нужно научить студентов сегодня? — Тому, как снять хорошее кино за небольшие деньги. Я называю это умением «снимать кино на коленке». Сегодня режиссер должен владеть этим безупречно, и в нынешних реалиях — это важнейший из навыков: способность снять интересную картину за маленькие деньги. Кстати, сейчас молодежь так и работает. Многие фестивали российские, на которых я был, тому подтверждение. И яркие фильмы, получившие известность после Выборга, Екатеринбурга, «Кинотавра», подтверждают: дорогое кино может себе позволить разве что Федор Бондарчук. — В последнее время государство активно финансирует дорогие картины на военную тему. Ваши студенты — люди, сформировавшиеся как личности. Как они относятся к такому кино? Хвалят или критикуют? — Смотрят. Я не слышал негативных отзывов, молодежь к ним относится вполне доброжелательно. — Почему вы сами не снимаете масштабное военное кино? Думается, вам бы на него деньги дали. — Великая Отечественная вой на — это такое прошлое, от которого мы никогда не отделаемся. Это самая кровавая и страшная история войны. Человек на ней являлся «пушечным мясом» — и немцы были свирепы, и Смерш тоже стрелял, и наше главнокомандование порой тоже было не на высоте. Откровенно говоря, я не единожды был на подступах к игровому военному кино. Но когда реально изучаешь историю, видишь то, как это выглядело на самом деле. То есть видишь многое, погруженное в грязь, в холод, в безответственность людей, которые на трупах приобретали опыт. Без этих фактов невозможно снять что-то честное. Но такое кино ведь все равно закроют, или придется идти на компромиссы, которых не хочу в этой теме, и поэтому мне не хватило мужества запуститься с ней. Но если мы говорим не о военном современном, а вообще о российском кино в целом, то я в последнее время обратил внимание на тенденцию достаточно объективного решения жюри различных кинофестивалей — и Выборга, и «Кинотавра», и других. Все, что премируется, — это честные победы. У нас нет фильмов плохих, которые занимали бы там первые места. — А каково ваше отношение к бурно обсуждавшейся в прессе идее «пяти миллионов» за прокатное удостоверение фильма? — Очень вредная глупость, я даже не понимал, зачем это все делалось. Потому что при таком подходе кино европейское с наших экранов вообще исчезнет. А оно у нас и так очень скромно представлено. Например, немецкое молодое кино, очень хорошее и сильное, мы вообще не знаем, у нас его нет. Как и чешского молодого кино. Французское кино очень скромно проходит широким экраном. Вот об этом почему-то наши чиновники слабо думают, зато готовы что-то запретить или перераспределить. Это занятие всегда было в чести у людей, которые реально помочь не могут, но при этом думают, что если из одного кармана переложить деньги в другой, то что-то изменится. Ничего не изменится и ничего хорошего из этого не будет. Еще Салтыков-Щедрин иронично подметил: «Они сидели день и ночь, и еще день, и еще ночь, и все думали, как бы свое убыточное хозяйство сделать прибыльным, ничего в оном не меняя». — Хочется закончить наш предновогодний разговор на оптимистичной ноте… — Ну, одно неплохое достижение мы все же имеем. Сейчас, на какую бы картину, самую боевую, самую волнующую американскую ты бы ни пошел, всегда можно прийти за пять минут до начала сеанса и купить билеты. Раньше это было практически невозможно, очереди в кинотеатры выстраивались километровые. Сегодня залы никогда не бывают полны, народ перенасыщен этими картинами. — Вы связываете этот факт с падением интереса людей к американскому кино? — Все-таки я связываю его в большей степени с тем, что поход в кинотеатры стал стоить немалых денег. Люди ходят в кино вдвоем, добавьте к этому стоимость ночного такси либо стоимость платной парковки, чашку дорогого кофе или попкорн-бутерброд — вот и получается кругленькая для семейного бюджета сумма. — Но так было и пять, и десять лет назад. А статистика однозначно фиксирует падение интереса к голливудскому кино. Даже в той же Америке интерес к нему резко упал. И если это так, то какова перспектива? — В создании возможностей для сотрудничества. Мне кажется, что нам нужно не закрывать двери, а, напротив, создавать самые благоприятные условия для любой картины, которую иностранцы хотят снимать на территории России или Москвы. Давать зеленый свет этим съемкам, «прошить нитями» творческие отношения, укреплять связи. Чтобы они приезжали и снимали у нас, а мы снимали бы у них. Чтобы делали какие-то совместные проекты. Потому что при этом резко повышается наш собственный уровень. Вот вы помните, был период, когда все ругали наши отечественные сериалы, но при этом мы невооруженным глазом видим, как сценарный уровень сериалов этих неуклонно растет. И разнообразие сериалов увеличивается. А это означает, что в рамках этого сериального кино вырастает целый класс сценаристов. А в сериале ведь главное — сценарист, который может придумать свою оригинальную историю. И художественный уровень их тоже возрастает постепенно. Если в игровом полнометражном кино сегодня надо еще поискать, где и что там прирастает, то в сериале это видно невооруженным глазом — они становятся все лучше и лучше. Потому что есть рынок огромный. И люди эту продукцию с удовольствием смотрят. — Вы сами не собираетесь нас чем-нибудь порадовать новеньким? — Собираюсь. Я пишу книгу и одновременно работаю над новым сценарием. Но говорить пока о нем рано... ДОСЬЕ Александр Митта (Рабинович) в 1933 году в Москве. Режиссер, сценарист, актер, педагог. Народный артист России. Окончил МИСИ имени В. В. Куйбышева и ВГИК (мастерская Михаила Ромма). Работал графиком-карикатуристом в юмористических и литературно-художественных журналах. Среди наиболее известных режиссерских работ — «Экипаж», «Сказка странствий», «Звонят, откройте дверь», «Гори, гори, моя звезда», «Друг мой Колька!», «Граница. Таежный роман». Подписывайтесь на наш канал в Яндекс.Дзен! Подписывайтесь на канал «Вечерней Москвы» в Telegram!

Режиссер Александр Митта: Компромиссов не хочу
© Вечерняя Москва