Александр Котт: «Для меня «Троцкий» — это китч»

В минувшие выходные в Ельцин Центре состоялась встреча с режиссёром Александром КОТТОМ. Создатель нашумевшего сериала «Троцкий» приехал в Екатеринбург, чтобы ещё раз рассказать зрителям о сериале и ответить на интересующие вопросы. Встреча, которую весьма символично назвали «Сериал «Троцкий». Послесловие к премьере», превратилась в настоящую дискуссию. Свои вопросы режиссёру задал и корреспондент «ОГ». — Александр, чем вас заинтересовал этот проект. Понятно, что юбилей революции, но фигура же весьма неоднозначная… — Мне по-режиссёрски понравился сценарий. Очень необычно. Это нестандартный взгляд на такую крупную фигуру. Неоднозначность, кстати, тоже привлекала. У меня есть некое представление образа Троцкого и личное отношение к этому. Например, я с ужасом думаю о том, если бы Троцкий пришёл к власти. С ужасом… Но для меня как режиссёра Троцкий важен именно как тема, а не биография. Конечно, сразу после выхода сериала начались различные вопросы ко мне, но я отношусь к этому спокойно. Там есть неточности в глобальном смысле и есть фактические перестановки. Но если бы мы начали делать историческую работу, то это всё превратилось бы в «жизнь замечательных людей». Поэтому после нашего сериала на канале шёл документальный фильм. — Сразу ли возникла фигура Константина Хабенского или рассматривались какие-то другие актёры? — Сразу. Во-первых, похож, а во-вторых, у него невероятный актёрский диапазон. Он может быть обаятельным, может быть страшным, может быть тем, кого ты ненавидишь. Если бы он не согласился участвовать в проекте — сериала не было бы. — Вы сняли несколько исторических картин — «Конвой PQ-17», «Брестская крепость», «Ехали два шофёра», «Герой нашего времени». Если вернуться к исторической достоверности, насколько она вообще важна? — Каждый раз я сталкиваюсь с одним и тем же. Например, сериал «Конвой PQ-17», снятый по мотивам романа Валентина Пикуля. К концу съёмок оказалось, что эта история на 90 процентов происходила с американцами, а не с нашими героями. Пикуль взял и перевернул. А про Лермонтова. Дуэль состоялась вовсе не из-за того, чему нас учат в школе. Михаил Лермонтов нарисовал на Мартынова шарж. Я его видел. И там у Мартынова вместо сабли… кое-что другое. Всё наше знание истории — примерное. — Но вы же берёте за основу реальные факты? — Конечно. В «Герое нашего времени» я много общался с директором Музея Лермонтова в Пятигорске. Во время «Брестской крепости» — с оставшимися в живых участниками войны. В «Конвое PQ-17» — с командующим Войсками воздушно-космической обороны Александром Головко. Но я на той стороне, где эмоции, а не факты. Для достоверности есть документальное кино. Для меня, например, «Троцкий» — китч. Но китч не в том смысле, что плохо, а когда смешивается несовместимое. Когда Троцкий не реальный персонаж, а как поп-звезда того времени. Мне не интересна задача просто иллюстрировать материалы. Я смотрю на всё со стороны, издалека. — Вы также отметили, что в фильмах пытаетесь донести мысль: что бы я делал в той ситуации… — Всегда, снимая кино, я думаю о себе. Не о зрителе. Да, в сериале я пытался ответить на вопрос: что бы я делал, окажись рядом с Троцким. Мне хочется, чтобы все задали себе этот вопрос. Но я не знаю до конца ответа. Может быть, стал бы рупором революции, одержимым новыми идеями, а может, противником новой власти. Также, снимая «Брестскую крепость», я не знал, кем бы я оказался в этих казематах — предателем или героем. Оценивать сейчас легко, но кем бы мы там были? Досье «ОГ» Александр КОТТ родился 22 февраля 1973 года в Москве. Окончил ВГИК (мастерская режиссуры игрового фильма Владимира Хотиненко). В 2001-м выпустил первый полнометражный фильм — «Ехали два шофёра». Автор таких картин, как «Конвой PQ-17» (2004), «Герой нашего времени» (2006), «Брестская крепость» (2010), «Охотники за бриллиантами» (2011), «Обратная сторона Луны» (2012) и другие. Постоянный участник кинофраншизы «Ёлки». В 2014 году фильм «Испытание» получил главный приз фестиваля «Кинотавр». Опубликовано в №241 от 26.12.2017 под заголовком «Для меня «Троцкий» — это китч»

Александр Котт: «Для меня «Троцкий» — это китч»
© Областная газета