Кино: ещё одна история брошенной бунтарки
«Молодая женщина» (Jeune femme) Франция — Бельгия, реж. Леонор Серай, в ролях: Летиция Дош, Сулейман Сейе Ндиайе, Грегуар Монсенжон, Жан-Кристоф Фолли, Натали Ришар. Страница фильма После десяти лет, проведённых вместе, фотограф Жоаким закрывает перед Паулой, женщиной без определённого рода занятий, дверь своей квартиры. «Я была для него всем, а сейчас я совсем ничто», — жалуется она; «Ты была головной болью, Паула, только не осознавала этого», — отмечает очевидное подруга. Трейлер фильма «Молодая женщина» Французская «Молодая женщина» — очередной портрет неугомонной натуры, беспричинной бунтарки, ненасытной необъяснимости. Это в чём-то душевное, но вообще-то довольно стандартное кино о метаниях несчастного человека, жаждущего этого самого счастья, но не знающего, как его найти, а тем более — как его удержать. Впервые за долгие годы оставшись одна (с родителями Паула потеряла связь ещё раньше), героиня вертится по жизни, никак не находя покоя. Она может голой открыть дверь гостиничного номера, пойти за обознавшейся незнакомкой (та к тому же окажется лесбиянкой), заявиться домой к симпатизирующему ей негру — и при этом пессимистично полагает, что «тридцать один — это почти сорок». Сперев пальто у больничной соседки и навертев себе причёску при помощи рулона от туалетной бумаги, она пересекается со старыми знакомыми и встречается с новыми людьми, ищет работу и подработку, откликается на неподходящие ей объявления и остаётся при мнении, что «в Париже нет места воображению», «это город, который людей не любит». Режиссёр наблюдает за этой Паулой, а потом оставляет её. Кто-то успеет эту героиню полюбить, кто-то останется в недоумении. Но ещё один французский характер зафиксирован для истории. В прошедшем мае «Молодая женщина» получила престижную «Золотую камеру» — приз за лучший дебют, показанный в рамках Каннского кинофестиваля. В разные годы эту награду увозили с собой Джим Джармуш и Джафар Панахи, Наоми Кавасэ и Мира Наир, Нана Джорджадзе и Виталий Каневский, Стив Маккуин и Жако ван Дормель… Почему в 2017-м году жюри выбрало именно этот, а не другой фильм?.. Вопрос, на который, скорее всего, нет однозначного ответа. Достоинства у этой картины, безусловно, имеются: необыкновенно внимательная камера, натуральная игра без оттенков фальши… Но не шедевр — впрочем, не всегда ж таковым быть. Вероятно, чуть больше можно было бы понять при рассмотрении контекста — контекст вообще великая штука, и в русском языке его величие доступно определяется пословицей «На безрыбье и рак рыба». Однако вот ведь беда: «Молодая женщина» — пока лишь третья картина в нашем прокате из того дебютного конкурса (после российской «Тесноты» и американской «Ветреной реки»). Так что следует просто порадоваться тому, что она хотя бы вышла — и оставить более пристальное сравнение для какого-нибудь следующего раза. А была ли бы, кстати, вот такая «простая» лента возможна в российском кино?.. Вряд ли. Скорее всего, ответственные комиссии ещё на рассмотрении заявки сказали бы, что такое кино «никому здесь не нужно», — и никаких денег на фильм, разумеется, не дали бы. Поэтому, быть может, нам и трудно воспринимать чужбинную «лёгкость бытия» — так как собственной, к сожалению, нету.