День кино: от немого до цифрового
28 декабря 1895 года в Париже, на улице Капуцинок, в доме номер 14 состоялся первый в мире платный публичный кинопоказ из 10 короткометражных фильмов, снятых братьями Люмьер. Поэтому именно 28 декабря принято считать Международным днем кинематографа. Технологии, позволяющие развиваться фильмоиндустрии, возникли еще в 1830-х годах. Сначала был изобретен фенакистископ — аппарат, позволяющий показывать несколько рисунков с эффектом движущегося изображения. Позднее Томас Эдисон и Уильям Диксон разработали первую кинематографическую систему и в 1890 году создали первую кинокамеру. Через год появился кинескоп, позволяющий транслировать отснятую пленку. Если первые фильмы были протяженностью около 7 минут, то в начале ХХ века хронометраж кинокартины увеличился до 15-20 минут. Это породило особый подход к режиссуре, актерской игре и формированию жанров. С течением времени мир кинематографа претерпел масштабные изменения, он проделал путь от немого до звукового кино, от черно-белого до цветного, от пленочного до цифрового. Теперь никого не удивить даже 3D-спецэффектами. Международная оценка Киноиндустрия получила стремительное развитие во многих странах мира, начали вставать вопросы о качественной оценке фильмов и работы членов съемочной группы. Один из основных показателей успеха фильма — это кассовые сборы с проката. Однако ошибочно считать этот показатель единственно объективным, поскольку все отснятые фильмы находятся в разных условиях: одни широко анонсированы и в число актеров входят знаменитые имена, другие же снимаются неизвестными широкой публике режиссерами с ограниченными бюджетами. На популярность фильма за рубежом могут повлиять также национальные и культурные особенности страны. Для решения этой проблемы в мире появилось огромное количество кинофестивалей, многие из которых завоевали признание и считаются престижными для их участников. В список самых знаменитых и престижных фестивалей, таких как Каннский, Берлинский, Московский, Венецианский, попал и таллиннский PÖFF ("Тёмные ночи"). Кинофестиваль — это возможность заявить о себе не только именитым режиссерам, но и начинающим, получить оценку своему творчеству и выйти в прокат на большие экраны многих стран мира. Кино в Эстонии В Эстонии первый стационарный кинотеатр открылся в 1907 году в Таллинне. Через год прошли первые съемки фильма в эстонской столице, а в 1910 году — в Пярну. В 1912 году в Тарту была основана первая киностудия под руководством тартуского фотографа Иоханнеса Пяэзуке. После Второй мировой войны эстонскими режиссерами снимались фильмы на исторические и научно-фантастические темы, экранизировались произведения эстонских классиков, особой популярностью пользовалась документалистика. ЛОНГРИД: Таллинн в кино. 1944 — 1991 >> Среди кинокомпозиторов были такие известные люди, как Арво Пярт, Борис Кырвер, Вельо Тормис и другие. В конце 50-х годов прошлого века стала развиваться и кукольная мультипликация. Сначала мультипликационные фильмы были только детскими, а затем стали создавать и для взрослых — сатирические. После распада Советского Союза эстонский кинематограф начал приходить в упадок из-за отсутствия финансовой поддержки со стороны государства. В 1996 году Эстония выпустила всего два документальных фильма. Годом позже был основан Эстонский кинофонд, поддерживавший до 5 полнометражных кинолент в год. В 2007 году было снято десять картин, самая известная из которых "Осенний бал", получившая несколько наград. В 2017 году фильм эстонского режиссера Сулева Кеэдуса "Убийца мужа/Невинная/Тень" был отобран в основную конкурсную программу кинофестиваля PÖFF. В октябре 2017 года на территории столичного замка Маарьямяги открыл свои двери для посетителей интерактивный Музей кино, в котором можно узнать о поэтапном создании фильма и увидеть аппараты, предшествовавшие появлению современной кинематографической оснастки. Несколько любопытных фактов о кино Режиссер Роберт Родригес снял фильм "100 лет: кино, которое вы никогда не увидите" с Джоном Малковичем в главной роли. Его премьера назначена на 18 ноября 2115 года. Сейф с фильмом всё это время будет храниться в подвале компании Rémy Martin, которая стала спонсором проекта. Для нагнетания эффекта страха и ужаса на зрителей Альфред Хичкок в своем фильме "Птицы" (1963) отказался от использования в картине какой-либо музыки и решил не ставить в конце надпись The End. Гонорар Арнольда Шварценеггера за съёмки в фильме "Терминатор 2: Судный день" составил 15 миллионов долларов. По сценарию, в его роли было всего 700 слов, а значит, каждое слово обошлось компании в 21 429 долларов. В фильме "Казино Рояль" для съёмок сцены аварии были разбиты три автомобиля Aston Martin DBS стоимостью 300 тысяч долларов каждая. Фильм "Аватар" состоит из живого действия только на 40%, остальные 60% составляют компьютерные элементы. Его сценарий пролежал на полке 8 лет, прежде чем вышел на большие экраны, поскольку в конце 1990-х годов ни одна киностудия не готова была финансировать проект стоимостью 400 миллионов долларов.