Стрельба и стыдоба

Пока Голливуд, подобно голодному на новые смыслы зверю, занимается ремейками, сиквелами и приквелами старых хитовых фильмов, индустрия видеоигр остается для него словно в касте неприкасаемых. Опасения режиссеров и продюсеров можно объяснить крайне плохой репутацией фильмов по мотивам шутеров, стратегий и квестов — многие ленты проваливаются в прокате, а те, что собирают приличную кассу, все равно получают разгромные рецензии кинокритиков. «Лента.ру» разбиралась в таком загадочном жанре, как экранизация видеоигр, и вспомнила главных его представителей. Популярная серия игр о лысом киллере со штрихкодом на затылке впервые была экранизирована французом Ксавье Жансом («Разделитель», «Пересекая черту»). В «Хитмэне» главный персонаж отправляется на очередную миссию в Санкт-Петербург. Лента вышла в 2007-м, но по количеству киноляпов при изображении России она может переплюнуть и «Идентификацию Борна» 2002 года, подарившего нам знаменитого россиянина по имени Ащма Лштшфум — тут и ФСБ с перевернутой буквой С, лавки «Оръжие» и многое другое. Поклонники франшизы взвыли еще до релиза фильма, узнав, что на роль агента 47 был взят актер Тимоти Олифант, со своим добродушным выражением ни разу не похожий на хладнокровного убийцу. «Хитмэн» Жанса получил крайне низкий рейтинг кинокритиков (15 процентов) и зрителей (57 процентов) на Rotten Tomatoes, но в финансовом плане оказался успешным — при бюджете в 24 миллиона долларов он собрал 100 миллионов в мировом прокате. Возможно, благодаря этому в 2015 году вышел еще один фильм по игре — «Хитмэн: Агент 47». Лента стала кинодебютом поляка Александра Баха и, судя по всему, финальной точкой в его режиссерской карьере — новый «Хитмэн» провалился, не окупив даже собственный бюджет, и больше фильмов Бах не снимал. Кинокритики поставили картине рейтинг 9 процентов, а зрители — 40 процентов. В ноябре стало известно, что зрителя ожидает еще одна попытка реанимировать похождения агента 47 в форме сериала. За проект возьмется сценарист франшизы «Джон Уик» Дерек Колстад. Первый фильм по мотивам видеоигры Resident Evil вышел в 2002 году и кинокритиками был встречен весьма негативно, однако во многом благодаря сексуальной Милле Йовович, тяжелому року на фоне и мрачной атмосфере подземной лаборатории, заполненной монстрами и живыми мертвецами, «Обитель зла» оставила яркое впечатление в головах юных поклонников игры. И кинокомпания Constantin Film вместе с режиссером Полом Андерсоном выжимала из франшизы все соки на протяжении еще пяти лент. За шесть фильмов «Обитель зла» успела побывать и зомби-хоррором, и постапокалиптическим боевиком, смело заимствуя уже клишированные идеи у «Безумного Макса» и лент Джорджа Ромеро. В картине, завершающей серию, «Последняя глава» Андерсон порадовал фанатов, вспомнив все старые трюки из предыдущих частей, вернув главную героиню Элис в старую лабораторию корпорации Амбрелла, но ничем, кроме зубодробительного экшена с летающими зомби-птеродактилями, мертвыми доберманами и полчищами зомби, «Обитель зла» не запомнилась — да и зачем, если главную героиню можно бесконечно клонировать и запускать в старый добрый коридор с лазерами? Дилогия о юной авантюристке и исследовательнице Ларе была заранее обречена на успех из-за Анджелины Джоли в главной роли. Поэтому споры о том, получилась ли из проекта экранизация серии видеоигр Tomb Raider или же просто женская версия «Индианы Джонса», не имели никакого смысла — тусклые сцены сражений с лихвой компенсировались видами голливудской звезды. В марте 2018 года серию «Расхитительницы гробниц» перезапустят с Алисией Викандер в главной роли, а поклонники игры и Джоли уже выразили обеспокоенность малым размером груди актрисы. Можно предположить, что цель, с которой фанаты идут на «Лару Крофт», по прошествии 16 лет не сильно изменилась. Уве Болл — не название экранизации видеоигры, а имя немецкого режиссера, прославившегося очень плохими фильмами по мотивам слешера BloodRayne, стрелялки Far Cry, серии ролевых игр Dungeon Siege, ужастика Alone in the Dark и шутеров Postal. Над франшизой о рыжей полувампирке Рейн Боллу издевались на протяжении трех фильмов, ни один из которых не окупился в прокате и не получил даже среднего рейтинга на киноресурсах. И понятно почему: между сражениями на мечах и абсолютно случайными половыми связями ключевые персонажи общаются, используя настолько пафосные фразы, что с серьезным лицом драму о вампирах смотреть невозможно. Но дело в том, что сама игра представляет собой кровавый готический слешер и от ленты по мотивам, тем более от Уве Болла, тяжело было ожидать чего-либо большего. Главная претензия геймеров к фильмам Уве — то, что немец зачастую радикально меняет сюжет, отходит от канонов первоисточника, при этом предлагая взамен сомнительного качества истории, которые, в свою очередь, вызывают судороги у кинокритиков. В случае с экранизацией шутера Far Cry режиссер опять оказался между молотом и наковальней, и даже сыгравшему главную роль Джека Карвера Тилю Швайгеру оказалось не под силу вынести на себе скучный и прямолинейный сценарий, в котором Рембо — Д'Артаньян — Терминатор спасает день, перестреляв всех плохих парней. В «Постале» Болл отбросил даже намеки на серьезность, и получилось, как ни странно, гораздо лучше других его экранизаций. Как и оригинальная игра Postal, фильм высмеивает ту самую провинциальную «одноэтажную Америку», доводя до абсурда проблемы и тренды современных граждан США. Болл оторвался по полной — в кадре то появляется толпа полураздетых девиц с гитлеровскими усиками и повязками со свастикой, то Саддам Хусейн, который переживает из-за того, что мода на терроризм прошла, а потом звонит по телефону Джорджу Бушу. Главная проблема «Постала» заключается в том, что между всеми его дикими и порой даже смешными сценами связь прослеживается очень слабо — создается впечатление, будто смотришь очередной выпуск «Осторожно, модерн!». Режиссер Джастин Курзель попытался передать своему фильму дух уже весьма обширной серии игр о братстве ассасинов. Результат вышел двояким: с одной стороны, приятно, когда голливудские звезды (Майкл Фассбендер, Марион Котийяр, Джереми Айронс) всерьез окунаются во вселенную многими любимого приключенческого боевика, но с другой — вкратце пересказать крайне запутанную историю Assassin's Creed, сохранив при этом логику и очарование сюжета игры, у Курзеля не получилось. Поэтому в «Кредо убийцы» герои перекидываются «многозначными» фразами, понятными лишь поклонникам франшизы, а у неподготовленного зрителя все это вызовет только смех и досаду из-за непонятного сюжета. Критики незаслуженно ругали «Кредо убийцы» за «голливудское отбеливание», так как в роли члена общества арабских наемных убийц выступил ирландец Фассбендер. Однако вселенной Assassin's Creed это абсолютно не противоречит — по сюжету, орден ассасинов существовал на протяжении многих веков, и в него входили представители самых разных рас. Тот же «Принц Персии: Пески времени» с белокожим Джейком Джилленхолом в роли арабского принца Дастана по сравнению с «Кредо убийцы» и спасающим магическое яблоко Фассбендером выглядит куда комичнее. В марте 2017-го создатели Assassin's Creed из компании Ubisoft объявили о планах снять сериал по мотивам франшизы, однако подробности о проекте держатся в секрете. Короткие рекламные ролики к сетевой игре World of Warcraft славятся эпичной зрелищностью. Анимационные клипы масштабных баталий и штурмов замков с орками, гномами, эльфами и людьми собирают, как правило, по несколько миллионов просмотров на YouTube. Попытка перенести вселенную Азерота на киноэкран, с одной стороны, увенчалась успехом — «Варкрафт» Дункана Джонса («Луна 2112», «Исходный код»), вышедший в 2016-м, стал самой кассовой из всех картин, снятых по мотивам компьютерных игр. Популярности фильма способствовала армия поклонников игры по большей части из Китая. Картина собрала 443,6 миллиона долларов при бюджете в 160 миллионов, но вот кинокритики ее не оценили, сравнив с рекламным роликом какого-нибудь приложения. Действительно, если Джонсу и удалось сохранить в фильме зрелищный экшен из промороликов, то серьезное погружение в историю вселенной на поверку оказалось невозможным, по крайней мере, в этой экранизации. Джонс, называющий себя большим поклонником серии Warcraft, на протяжении всего фильма делает реверансы в сторону геймеров, тщательно воспроизводя легенду магического мира. Поэтому проблема, должно быть, скрывается в самой истории Азерота, вобравшей в себя сюжеты других известных фэнтезийных миров. Впрочем, на фоне конкурентов «Кредо убийцы» и «Варкрафт» нельзя назвать откровенным трешем — как признался «Ленте.ру» Дункан Джонс, они с Курзелем пытаются «переломить неприятный тренд», связанный с репутацией экранизаций видеоигр. Пока что выходит так себе, но когда пионерам было легко?

Стрельба и стыдоба
© Lenta.ru