Кино про баскетбол. Пермский актёр рассказал, как снимали «Движение вверх»

Выход российского фильма «Движение вверх» ожидаемо стал ярким событием. В первые дни 2018 года многие пермяки, желая попасть в кино на ближайший сеанс, слышали от кассира забытые слова «билетов нет». Уже очевидно, кинолента о победе советских баскетболистов на Олимпиаде в Мюнхене в 1972 году стала ещё одним отечественным блокбастером. В фильме переплетены сюжетные линии, касающиеся и внешней и внутренней политики, присутствуют история любви одного из игроков команды и семейная драма главного тренера сборной. С одним из главных героев фильма, Сергеем Беловым, крепко связана история пермского баскетбола: с 1999 года он был главным тренером клуба «Урал-Грейт». Под его руководством пермяки дважды стали чемпионами России (в 2001 и 2002 годах). Главные роли в фильме «Движение вверх» сыграли именитые российские актёры. Но оказалось, что вместе с Владимиром Машковым, Андреем Смоляковым, Александром Гармашом в фильме снялся и актёр из Краснокамска Василий Щипицын. Он исполнил роль Севы, доктора сборной СССР по баскетболу и сотрудника КГБ. О том, как проходили съёмки фильма о большом спорте, в материале «АиФ-Прикамье». В условиях повышенной секретности Лариса Садыкова, «АиФ-Прикамье»: Сняться в фильме такого масштаба – большой успех. Как вам удалось получить роль? Василий Щипицын: Запуск этого проекта готовили года два, и за это время ассистенты главного режиссёра по подбору актёров несколько раз мне звонили и писали, приглашали на кинопробы, но из-за работы в театре и занятости в других проектах приехать не получалось. Всё это время я не знал, на съёмки какого именно фильма меня приглашают, кто будет делать это кино, а прислать сценарий отказывались. Потом, летом 2016 года, уже перед самым началом съёмок, снова позвонил помощник режиссёра. В этот раз я приехать смог, и был сильно удивлён, когда на пробах мне сказали, что предлагают сняться в фильме про баскетбол. Только тогда я узнал, что это будет фильм о знаменитом матче с США в финале Олимпийских игр в Мюнхене, но сам сюжет фильма по-прежнему был не известен. - Почему не давали заранее почитать сценарий? - Насколько я понял, это была мера предосторожности, связанная с соблюдением авторских прав, и сценарий просто не рассылали участникам проекта по электронной почте или носителях. И я, и многие другие актёры получили сценарий в распечатанном виде только на съёмочной площадке. Исключением были актёры, игравшие баскетболистов. Они начали готовиться к съёмкам за год до их начала, тренировались, и должны были понимать, что им предстоит, хотя сюжетные линии им тоже были не известны. - То есть, вы согласились на роль, не понимая, что именно будет делать ваш персонаж? - Более того, до начала съёмок я не знал даже, что главные роли будут играть Владимир Машков и Андрей Смоляков, и о том, что фильм делает продюсерский центр Никиты Михалкова. Такая секретность в российском кинематографе встречается очень редко, я сталкиваюсь с этим, по-моему, во второй раз в жизни. - В результате кого вам пришлось играть? - Мой персонаж - доктор сборной СССР по баскетболу. В отличие от большинства других героев фильма он вымышленный. Настоящий доктор, который в реальной жизни работал в команде, не служил в КГБ, и эта часть образа придумана для закрутки сюжетной линии. На протяжении фильма мой персонаж следил за баскетболистом, который согласно сценарию, планировал после олимпиады в Мюнхене не возвращаться в СССР, а остаться в Европе. Факты и вымысел - В одном из моментов фильма запомнилась шутка вашего персонажа при оказании помощи травмированному спортсмену. Увидев на вооружении команды СССР морально устаревший медицинский препарат, доктор команды-соперника предложил воспользоваться современным обезболивающим из своей аптечки. И тут Сева говорит: «Нет, спасибо, у нас анальгин есть»... - Про анальгин – это шутка, которую я придумал на съёмках, и которую при монтаже включили в фильм. На самом деле тогда у нас обезболивали чем-то вроде лидокаина. Он хранился в стеклянной колбе (ампуле), которую доктор надламывал, и в течение нескольких секунд из неё выходил препарат, с помощью которого и замораживали травмированный сустав. Нам принесли настоящую, но уже использованную колбу. И, чтобы в фильме достоверно показать процесс заморозки, придумали целую систему трубочек, подключённых к колбе, которую прятали в рукаве моего костюма. В момент, когда я «вскрывал» ампулу, другой актёр, спрятавшийся под скамейкой, нажимал на баллончик, из которого в сложную систему трубок поступал такой же по действию, но уже современный медицинский препарат. В фильме видно, что это точно не аэрозоль, пар или дым: фрагменты заморозки не просто выглядят правдоподобно, но и сам препарат по-настоящему блокировал «боль» во время съёмки. - Судя по скандалам, которые разразились ещё до выхода фильма, в сценарии есть много фактических расхождений с реальными обстоятельствами событий. И, говорят, под давлением родственников баскетболистов в фильме многое пришлось поменять. Конечный итог сильно отличается от сценарного варианта? - Консультантом на съёмках был Иван Едешко, тот самый, который что сделал знаменитый выброс мяча через всю площадку в финале Олимпиады. Он внимательно следил за всем, что происходило на площадке, в некоторых эпизодах очень критично реагировал на художественный вымысел сценаристов. Но художественному вымыслу место в фильме всё-таки нашлось, несмотря на то, что некоторые замечания корректировались ещё на этапе съёмок. И после монтажа тоже вносили изменения. Например, за полтора месяца до премьеры меня вызывали переозвучить фрагменты, где я называю фамилию главного тренера команды. Ведь фильм снимали про Владимира Кондрашина (играет Владимир Машков), но перед выходом авторы решили, что в фильме персонаж будет носить фамилию Гаранжин. Были и другие изменения, но на концепцию фильма они не повлияли. На зависть женщинам - За время съёмок успели полюбить баскетбол? - Почти весь фильм снимали на одном из московских стадионов, и за три месяца съёмок мне, человеку, далёкому от спорта, баскетбол стал ближе. На площадке распорядок съёмочного дня максимально приближали к реальному, и я, как положено врачу команды, пользовался с «баскетболистами» одной раздевалкой. Так что, мне, наверно, многие барышни позавидовали бы: я почти три месяца провёл среди высоких, красивых, спортивных мужчин. Но в этом соседстве случались и курьёзы: каждый день после съёмок в душевой комнате мне приходилось буквально подпрыгивать, чтобы дотянуться до шампуня (ведь всё было оборудовано с учётом роста баскетболистов). - Чем съёмки кино такого масштаба отличаются от производства рядовых фильмов? - Конечно же, отличия есть. Меня, например, потрясла техническая сторона процесса съёмок. Вы, вероятно, заметили, что в фильме особенно привлекают кадры матчей, и я был поражён тем, как они снимались. На площадке работало сразу шесть камер, и каждая из них выполняла свою задачу. Одна из них, камера-жук, летала по специально натянутым тросам, снимала баскетбольную площадку сверху. Её специально для съёмок этого фильма придумали и сделали техники-операторы, по-моему, из ВГИКа. Одновременно другая камера в виде машинки на радиоуправлении сновала по паркету площадки между ног баскетболистов. И даже была несколько раз сбита к ужасу оператора, который ею управлял с помощью пульта. Ещё съёмочная бригада использовала видеокамеру «Фантом», которая умеет делать до 1200 кадров в секунду. Стандартная частота съёмки составляет 24 кадра в секунду, и когда такое видео просматриваешь замедленно, картинка словно скачет. В фильме же мы увидели очень эффектную и качественную картинку в замедленном режиме, которой добились как раз благодаря высокой частоте съёмки. Это очень впечатляет.

Кино про баскетбол. Пермский актёр рассказал, как снимали «Движение вверх»
© АиФ Пермь