Войти в почту

Здравствуй, цугундер, я - российское кино!

Вокруг очередного российского фильма разгорается скандал. Вдовы баскетболистов, увидевшие спортивную драму «Движение вверх» Антона Мегердичева о легендарной победе советской сборной на мюнхенской Олимпиаде 1972 года, решили обратиться в суд, пеняя ее создателям на вторжение в их частную жизнь и неточности в картине. Их неожиданно поддержал и ряд коллег-журналистов: мол, и баскетболист Белов узнал о своей смертельной болезни только после матча (а в фильме это случилось раньше), и наши советские спортсмены не боялись играть с американцами (а в фильме боятся), и… много еще чего. Конечно, коллеги – в своем праве, а продюсеры дали маху (надо было заручаться согласием членов семей, жен и любовниц еще на этапе написания сценария). Но меня больше тревожит сама наша тяга к предельной исторической правде на игровом киноэкране. (Хотя, ну, какая мне, зрителю, разница, в какой именно момент великий советский баскетболист Белов узнал о своей болезни?) А тяга эта нам очень дорого стала обходиться. В данном случае она привела к тому, что в картине вместо фамилии легендарного тренера советской сборной Владимира Петровича Кондрашина, достойного быть увековеченным фильмом, в последнюю минуту возник никогда не существовавший и никому не известный тренер Гаранжин. Спасибо, бдительные блюстители правды! Меж тем, история показывает: правда-то у всех - своя. Ведь даже военные, бывшие на передовой, интерпретируют одни и те же события по-разному. Вот, и участник той же легендарной игры в Мюнхене семидесятидвухлетний баскетболист Иван Едешко, вошедший в историю за счет своего «золотого паса» тому самому Александру Белову, картиной вполне доволен и даже выступал на ней консультантом. Для него эта игровая картина вполне правдива, потому что в ней есть самое главное: «Она сохранила потомкам дух игры». (Он сам, кстати, это мне сказал на премьере в «Октябре»!) И основой для сценария стала книга, написанная другим участником советской сборной - Сергеем Беловым, который посекундно рассказал об этом матче в своих мемуарах. Упреки «Движению вверх» иллюстрируют интереснейший процесс. Последние десятилетия российские интеллектуалы судорожно мечутся в поисках национальной идеи, а российское кино – в поисках «героя нашего времени», которым можно было бы восхищаться. Коммунистическая идеология рухнула, граница понятий «хорошо - плохо» вздыбилась, и как результат - положительный отечественный герой окончательно покинул наш экран. Процесс объективный: новые духовные ценности в период цензуры тугого кошелька обрести не так-то просто. И, как это часто случается в подобных случаях, общество стало разворачиваться лицом к собственной истории, ища там образцы величья духа и подвига предков. А величье образцов непременно должно проверяться временем, чтобы сепарировать великое от сиюминутного, только кажущегося великим. Вот поэтому-то, как только отечественный кинематограф начал подниматься с колен, на российском экране один за другим стали появляться фильмы про героические будни наших бывших и нынешних земляков - космонавтов, врачей, хоккеистов. (И прекрасно, что не про очередные похождения рабыни Изауры). Но тут же возник и парадокс: вроде бы, с одной стороны, мы истосковались по присутствию на экране узнаваемых людей, живущих по соседству. А с другой стороны, каждый хорошо помним, какими эти соседи были. И - вот вам вишенка на торте! – каждый еще и прекрасно знает, как правильно нужно снимать игровое кино (а также, как играть в футбол, управлять государством, и на кого похожа толстовская Анна Каренина ). Нет-нет, не самому снимать кино, а как это уже снятое чужими талантливыми руками кино можно было бы снять гораздо лучше! Каково, однако?! Вот я и думаю: ну, откуда, скажите, в русском человеке эта страсть к разрушительству и желанию самоутвердиться за счет соседа? Откуда это вечное желание ух-глубить, заодно похерив то, что было сделано добротно и не тобой? И никакие аргументы «за» тут не работают: ну, подумаешь, что до этого фильма так выразительно, ярко, размашисто баскетбол в мировом кино еще никто не показывал! Мы будем «ух-глублять»! Можно, конечно, и «ух-глубить»… Можно вообще любой художественный допуск довести до «исторической правды», записанной в Википедии. А игровое отечественное кино – до полного цугундера. Главное – не растеряться и оставить свой собственный след в истории. Имеем право.