Войти в почту

Александр Котт: «Троцкий – поп-звезда своего времени»

Осенью прошлого года Первый канал демонстрировал телезрителям сериал «Троцкий» — проект, приуроченный к столетию Октябрьской революции. Стоит ли говорит, что после выхода фильма на экраны публика разделилась на два лагеря. Так всегда бывает с историческими проектами. Одни ратуют за правдивость и достоверность, другие — за творческий подход. Большинство моих знакомых смотрели сериал с неподдельным интересом, даже переосмысливали собственные позиции и представления о том, как жилось людям в начале двадцатого века. Стоило ли это делать, опираясь лишь на телепроект? Вопрос спорный… Такой же спорный, как и сама фигура Льва Давидовича Троцкого (имя при рождении Лейба Давидович Бронштейн, прим. авт.) — революционного деятеля, одного из создателей Красной армии и организаторов Октябрьской революции 1917 года. Чего далеко ходить? Сидя в кафе я собственными ушами слышала, как незнакомые молодые люди дискутировали на темы, связанные с революционным движением и большевиками. Слушала и удивлялась тому, как, по сути, современный сериал смог привлечь внимание к историческим фактам, ведь спорили они как раз о правдивости «пересказанной» истории. Кажется, проект действительно взбудоражил умы и в Ельцин Центре решили устроить, что называется, «очную ставку». Историк и режиссер в одной аудитории, почему бы и нет? Старший преподаватель Высшей школы экономики, кандидат исторических наук, автор и составитель книг о Льве Троцкой Александр Резник сказал: «Я прокомментирую сериал без обсуждения тех фактов, которые были искажены. Готов подробно разбирать каждую сцену картины, но это будет долго и муторно. Сейчас я бы хотел обратить внимание на другой момент. Довольно давно занимаюсь образом Троцкого, перечитал массу литературы и для меня, как для историка, было очень важно вжиться в культуру той поры. Понять, что с точки зрения поведения, языка было возможно, а что — нет… Люди из профессионального сообщества считают, что в сериале не столько искажаются образы отдельных персонажей, сколько происходит наложение современных представлений. Представлений о политике, о том, как ведут себя друг с другом люди, озабоченные властью. И центральное понятие, которым я бы охарактеризовал свои ощущения — это фальшь. Я не верю! На мой взгляд, Хабенский не понял своего персонажа. Он говорит так, как Троцкий никогда не говорил. Манера речи, его не совсем интеллигентные повадки, ужимки — это детали, которые выдают тот факт, что сериал не уловил историческую специфику. И это — главная проблема. Политика чудовищным образом осовременена. Все сюжеты, связанные с Лениным, Троцким и их взаимоотношениями довольно грубо искажают и реальные события и просто предел допустимого. У нас в стране очень низкая историческая культура. Люди часто принимают за чистую монету то, что видят по телевизору. Я не раз сталкивался с суждениями: «Нам показан весь ужас событий. Троцкий произвел переворот!». Неужто Троцкий на фронтах гражданской войны только и делал, что обманывал и расстреливал? Это не так! Нам как будто говорят: «Посмотрите на этих людей, они мерзавцы и манипуляторы. Что такое революция? Это одурманенные искаженные морды – чернь, которая бегает и учиняет разгром, наслушавшись фанатиков». Это же тотальная демонизация революции! Мои претензии не относятся к художественной части. Они связаны с тем, что современные идеологические и политические разборки грубо вклиниваются в тело истории». Кинорежиссер Александр Котт явно не был настроен спорить с оппонентом. Он отреагировал сдержанно, как говорят, по-философски: «Я бы сказал, что эта картина сделана по мотивам жизни Троцкого. У нас не документальное кино. После выхода сериала началось «сражение», к которому я отношусь спокойно. Мне присылали целые списки неточностей. Да, в проекте они есть, как есть и фактические перестановки, на которые мы шли сознательно. Это кино не про Троцкого, а про его образ. Если бы мы рассказывали фактическую историю, это было бы что-то из серии ЖЗЛ – «Жизнь замечательных людей». Грубо говоря, художественная правда для меня была важнее, чем фактическая. Например, Вы знаете, что такое бронепоезд того времени? Это почти «космическая ракета». Конечно, в реальности размеры такого поезда были меньше, чем мы показали. Но люди смотрели на него, как на «монстра». И мы старались передать именно это ощущение максимально ярко. И если говорить об интерпретациях, то я действительно считаю, что фитиль революции поджег именно Троцкий. Не с проста она началась в его день рождения. Ленин в тот момент был не готов, он планировал начать действия на два дня позже. Но, возможно, я не прав, не так глубоко копал… Но точно могу сказать, что фильм – не что-то осовремененное. Скорее это китч, в котором смешивается несовместимое. В котором Троцкий – не реальный персонаж, а поп-звезда своего времени». Во время беседы режиссер отметил, что главная роль сразу была закреплена за Константином Хабенским: «Мы можем долго рассуждать об игре Хабенского, но я не считаю, что он фальшивил. Это невероятный артист! Он может быть обаятельным, может быть страшным, может быть человеком, которого ты и любишь, и ненавидишь. Если бы Константин не согласился участвовать, то проекта «Троцкий» не было бы». Прения сторон продолжались около двух часов. Нам периодически показывали фрагменты сериала и некоторых документальных фильмов о революционере. Но вопрос о том, что главное – факты или эмоции. Так и остался открытым. Лично мне более близка позиция режиссера, потому как в нашей стране любой исторический факт надо проверять и перепроверять. И даже зарывшись в документы, книги, письма еще неизвестно, докопаешься ли до истины. Говорят, правда у каждого своя… «Снимая кино я всегда думаю о себе. Думаю, как бы я вел себя, если бы жил в начале двадцатого века. И хочется, чтобы все зрители задали себе этот вопрос. Что бы они делали, окажись рядом с Троцким? Окажись они под влиянием его обаяния и харизматичности? Может также стали бы рупором революции, одержимыми людьми, — пояснил Александр Котт. — Революция – плохая она или хорошая — реально повернула ход истории. Это невероятное событие мирового масштаба, о котором мне хотелось рассказать». Заглавное фото — с официального сайта фильма https://www.1tv.ru/trotsky/.

Александр Котт: «Троцкий – поп-звезда своего времени»
© Уральский меридиан