Фото с историей. "Старые клячи" и кучер Рязанов
Sobesednik.ru выяснял историю уникального фото, сделанного на съемках комедии «Старые клячи» в 1999 году. Этот снимок датирован 1999 годом. Кадр сделали на съемках кинокомедии Эльдара Рязанова «Старые клячи». «Перерыв во время съемочного дня. Старые клячи и их кучер обедают. Ирина Купченко, Лия Ахеджакова, Светлана Крючкова, Людмила Гурченко и «погоняла» – так в свое время подписал фотографию сам Эльдар Александрович. А фильм режиссер называл одним из самых своих удачных. К сожалению, подлинное авторство этого снимка установить не удалось. У членов съемочной группы есть подозрение, что кадр сделал сын супруги Эльдара Рязанова Олег Бердюгин. Но в ушедшем году он скоропостижно скончался, и теперь точно сказать, его эта фотография или нет, сложно. – Если судить по нарядам актрис, то обедают они в перерыве между съемками во дворце культуры на улице Правды, – рассказал Sobesednik.ru один из ассистентов режиссера Игорь Новинский. – Там снимали сцену, где все четверо выступают на концерте в честь 75-летия завода «Красная труба». Кстати, помню, там случилась трагедия. Каскадер Сергей Воробьев летал на тросе по залу и изображал жука. Вдруг страховка оборвалась – и он упал между кресел. Страшно подумать, если бы попал на спинки кресел. Через пару недель, едва оправившись в больнице, Сергей все-таки доснимал свои трюки. Эльдар Рязанов рассказывал, что задумку сценария «Партия на четыре голоса» ему принесли два молодых сценариста Владимир Моисеенко и Юрий Федоров. Но режиссеру чего-то все-таки не хватало. – Как-то мы с супругой отдыхали во Франции. И вдруг я просыпаюсь в четыре часа утра. Во сне ко мне пришло название «Старые клячи»! Беру бумагу и за несколько часов переделал сценарий, – вспоминал Рязанов. Мизерные гонорары Уже тогда он понимал, кого позовет на главные роли: проф-союзная активистка Лиза – Людмила Гурченко, кандидат наук Анна – Ирина Купченко, продавец газет Люба – Лия Ахеджакова, а вот на роль железнодорожницы Марии планировал пригласить Наталью Гундареву. Однако та не смогла принять предложение, так как плотно была занята в другом проекте. И выбор пал на Светлану Крючкову. – С Эльдаром Александровичем впервые увиделись на киностудии, – рассказывает Светлана Николаевна. – Мне показалось, что я ему в жизни внешне не понравилась. Мы сели общаться. Выяснилось, что он так же любит и знает поэзию, как и я. Несколько часов мы читали друг другу стихи. Это счастье, что попала в фильм, поработала с таким режиссером и с такими партнерами. Мне нравится, когда партнер сильнее меня. Еще Рязанов поверил в меня и предложил спеть в кинокартине. А ведь после «Большой перемены» ни один кинорежиссер не давал мне исполнять песни! На съемках я смеялась над собой и мы смеялись друг над другом, потому что поражает наша внешняя несочетаемость – все такие разные. Например, Люся Гурченко – она очень музыкальный человек и прекрасно двигается. Ира Купченко – артистка, которую никто никак не связывает с таким жанром, как мюзикл. Я – такая большая, крупная, почти круглая. И рядом со мной маленькая Лия Ахеджакова... Все это мне кажется трогательным и смешным. Мне симпатичен мой персонаж Мария. И, что главное, очень симпатичны окружающие меня люди. Это замечательные артисты. К тому же, как оказалось, очень близкие мне по духу. А это главное условие картины: мы – подруги, которые дружат всю жизнь и знают друг про дружку абсолютно все. Дружба сегодня – явление редкое и особенно ценное. – Я опасался, что между такими звездными исполнительницами может возникнуть чувство соперничества, желание «тянуть одеяло на себя», а вследствие этого – нездоровая обстановка на съемочной площадке, – вспоминал Рязанов. – Однако этого не произошло. Актрисы были не только профессиональны и талантливы, но поразили меня еще и пониманием того, что фильм ансамблевый. Ни одной вспышки истерики, скандала, ячества не было и в помине. Говорят, даже Людмила Гурченко, которую часто на съемочных площадках боялись из-за вспыльчивого характера, во время работы над этим фильмом была дружелюбна и покорна режиссеру. Когда выяснилось, что денег на картину выделили мало и актерские гонорары мизерные, Гурченко воскликнула: «Все равно поработаем. А зарабатывать будем в другой раз!» И на название фильма не обижалась, смеялась: «Ну, а кто мы есть?! Уже старые клячи!» – С Людмилой Марковной я еще работала на картине «Рецепт ее молодости», это была великая школа, именно дизайнерская. Ей дарили современные брендовые вещи, но она же не наденет какое-нибудь «кензо», как «кензо», – обязательно подведет под свой стиль, – вспоминает художник по костюмам фильма Наталья Иванова. Обедали фаршированной рыбой Как рассказывал исполнитель роли театрального администратора Иосифа Лазовского Роман Карцев, обычно во время съемок Рязанов предпочитал не обедать. Говорит, что этот кадр редкий. – Он целый день ничего не ел – два бутерброда мог съесть за весь день. Удивительно! – вспоминает Роман Андреевич. – Я иногда что-то ему приносил, вообще люблю подкармливать артистов и съемочную группу. Например, кормил Рязанова его любимой фаршированной рыбой, которую блестяще готовит моя жена. Члены съемочной группы рассказывают, что Эльдар Александрович в еде был неприхотлив. Например, во время работы над эпизодами, где в массовке снимались солдаты, мог запросто перекусить вместе с ними солдатской кашей. В работе над «Старыми клячами» было много экстремальных съемок. – Помню, снимали сцену погони: мы едем в машине и спасаемся от преследования. Лия Ахеджакова была за рулем, а я сидела рядом, – вспоминает Ирина Купченко. – А машина – раритетная, старая такая колымага. Причем погоню снимали на Кутузовском проспекте, среди обычного дорожного движения – чтобы не собирать массовку. Мы ехали, и все от нас шарахались. Машина пищит, тарахтит, Лия за рулем закрывает глаза, а я ей кричу: «Только не закрывай глаза!» И тут от нашей машины начали отваливаться одна за другой разные детали. Мы кричим Рязанову: «Эльдар Александрович, останавливайте съемку!» А он в ответ: «Нет, подождите! Остановлю, когда отвалится глушитель». И действительно, съемка остановилась, когда у нас отвалился глушитель. – На этих съемках я оказалась в тепличных условиях, что в моей кинокарьере случалось редко, – рассказывает Лия Ахеджакова. – Все было комфортно и удобно, мне оставалось заниматься только своей ролью. Старая кляча. Ну да, мы все уже – уходящая натура. Вообще, я всегда была готова сыграть у Рязанова кого угодно: хоть клячу, хоть гудок от паровоза. С Эльдаром Александровичем было удобно, он умел создать на площадке дружелюбную, добрую атмосферу. * * * Материал вышел в издании «Собеседник» №1-2018.