Лучшие из фильмов Стивена Содерберга, которые он не снял 

Лучшие из фильмов Стивена Содерберга, которые он не снял
Фото: ТАСС
На излете 80-х  с дебютной картиной «Секс, ложь и видео» получил Золотую Пальмовую ветвь и стал лицом поколения Sundance, то есть молодого и независимого кино США. С тех пор прошло почти тридцать лет, Содерберг несколько раз преобразился, прославился как жанровый бунтарь, ушел из кино и вот только недавно вернулся с «Удачей Логана», спродюсировал почти четыре десятка фильмов и сериалов, где пестовал по мере сил авторскую свободу.
На днях вышел его сериал , пока доступный только в формате приложения для телефона, где можно выбирать сюжетные линии, то есть минимально участвовать в формировании истории (позже он выйдет именно как сериал).
Фильмография режиссера «Друзей Оушена» и «Больницы Никербокер» поклонникам кино более-менее известна, и в разговоре о юбилярах (а Содербергу исполнилось уже 55) принято копаться именно в этом бесценном грузе, расставляя свои приоритеты и выпячивая картины предположительно недооцененные. Человек и пароход Содерберг заслуживает не только этой дежурной ревизии, так как в его тридцатилетнем творческом пути хватает и других ярких пятен, а именно проектов, которые он не снял.
Одни он спродюсировал, для других нашлись постановщики посговорчивее или более заинтересованные в материале, третьи попросту сгинули в производственном аду.
Ноев ковчег, наши дни Сразу после «Секса, лжи и видео» Содерберг хотел экранизировать постапокалиптический роман Уильяма Бринкли «Последний корабль» об экипаже эсминца. По сюжету на суше случилась глобальная пандемия вируса, и они — фактически последние здоровые представители человечества.
Продюсировать вызвался Сидни Поллак, Содерберг написал несколько драфтов сценария, но дело заглохло, а пару лет назад книга легла в основу не слишком популярного сериала американского телеканала TNT, который спродюсировал . Содерберг же снял «Кафку», разочаровав этой стильной черно-белой драмой тех, кто видел в нем первую скрипку новых независимых постановщиков.
Драма участника телевикторины
Затем режиссер принялся делать приторную драму широких мазков «Царь горы», которую поначалу продюсировал , основатель фестиваля Sundance, поспособствовавшего первой славе молодого автора. Параллельно Содерберг уже размышлял о съемках драмы про участника телевикторины из 50-х с  в ведущей роли.
Однако глава студии Baltimore pictures, на которой планировались съемки, женился на главе редфордовской компании Wildwood. К актеру попал сценарий будущей картины, и он решил снимать его самостоятельно, заодно покинув продюсерский пост в «Царе горы». Так появилась «Телевикторина», четвертый режиссерский проект Редфорда, с Ральфом Файнсом и .
Обжора и активист в борьбе против всех
Сразу после «Царя горы» Содерберг присматривался и к сатирическому роману Тула «Сговор остолопов» про корпулентного чудака из Нового Орлеана по имени Игнациус Райлли, который с упорством Дон Кихота писал гневные колонки в блокнот обо всех подряд: о Фрейде, гомосексуалах, гетеросексуалах, протестантах и далее по списку.
Ничего из этого, естественно, не получилось. Экранизация романа Тула вообще окружена дурной аурой: сначала продюсеру Скотту Крамеру не удалось сделать фильм из-за смерти Джона Белуши, который предполагался на главную роль. Потом ему (да и Содербергу) не понравился сценарий, написанный любимым в народе британцем-комиком Стивеном Фраем, поэтому они судились со студией, чтобы не пускать этот вариант истории в производство и заполучить права на фильм. Когда же права все-таки отошли Крамеру, Содербергу уже был недосуг его снимать.
В 2005 году также ничем обернулась попытка Грина поставить «Сговор остолопов» с , зато пару лет назад преодолеть проклятье получилось, правда, лишь в театральной постановке на Бродвее.
Очень волосатая женщина и детектив-китаец
Незадолго до знаменитого фильма «В поле зрения» с  и  Содерберг собирался поставить сценарий «Звериная натура» про конфликт цивилизованного и дикого в человеческом обществе: главная героиня страдает от врожденной болезни — повышенной волосатости, ее не принимают люди, и она живет в лесу. Но на студии Universal ему вручили другой сценарий и посоветовали не заниматься ерундой.
В итоге за постановку материала Кауфмана в начале 2000-х взялся Мишель Гондри, и умеренная безвестность получившегося одноименного фильма 2001 года с Рисом Ивансом и  говорит сама за себя.
Еще одним похороненным проектом оказалась «Закрытая комната», переосмысление образа Чарли Чена, детектива китайского происхождения, про которого сняли полдюжины фильмов в 1920-е. На главную роль — внука Чена — Содерберг выбрал , но не позволил этой амбициозной затее реализоваться (хотя пытались ее реанимировать и без Содерберга). В любви к нуару, впрочем, режиссер впоследствии признался в новелле из альманаха «Эрос» и «Хорошем немце».
Секонд-хэнд Содерберга
Два других сравнительно свежих проекта из этого списка в итоге сняли другие люди, но, безусловно, было бы интересно увидеть версию Содерберга по тому же материалу. Долгое время он работал над экранизацией нон-фикшн-романа «Человек, который изменил все» с  в главной роли, но сценарий не понравился главе студии Sony, и она закрыла проект. Через несколько лет историю переписал , Питт все-таки сыграл главную роль, а режиссером выступил . Фильм номинировали на Оскар в шести номинациях.
А «Агентов А. Н. К. Л.» же подобрал Гай Ричи. Изначально в ремейке телешоу 60-х по сценарию Скотта З. Бернса, написавшего к тому времени для Содерберга «Информатора» и «Заражение», должны были играть Джордж Клуни и . Но Клуни получил серьезную травму спины на съемках «Сирианы», а затем и режиссер отказался от этой затеи в пользу «Побочного эффекта» (также по сценарию Скотта З. Бернса). Хичкоковский триллер про фармацевтику стал своего рода прощанием Содерберга с большим кино, после которого он отбыл на трехлетние каникулы.
Думается, в будущем нас ждет еще не один закрытый проект своенравного режиссера, который стремится сократить влияние студий на свои фильмы. Приятно, что его эго не ограничивается только собственными проектами: Содерберг всегда думает о соратниках и других независимых авторах, которых не торопятся поддерживать суеверные большие студии. Как говорится, так победим.
Видео дня. Что стало с актерами из «Приключений Электроника»
Комментарии
Читайте также
Новости партнеров
Новости партнеров
Больше видео