Лучшие из фильмов Стивена Содерберга, которые он не снял

На излете 80-х с дебютной картиной "Секс, ложь и видео" получил Золотую Пальмовую ветвь и стал лицом поколения Sundance, то есть молодого и независимого кино США. С тех пор прошло почти тридцать лет, Содерберг несколько раз преобразился, прославился как жанровый бунтарь, ушел из кино и вот только недавно вернулся с "Удачей Логана", спродюсировал почти четыре десятка фильмов и сериалов, где пестовал по мере сил авторскую свободу.

Лучшие из фильмов Стивена Содерберга, которые он не снял
© ТАСС

На днях вышел его сериал , пока доступный только в формате приложения для телефона, где можно выбирать сюжетные линии, то есть минимально участвовать в формировании истории (позже он выйдет именно как сериал).

Видео дня

Фильмография режиссера "Друзей Оушена" и "Больницы Никербокер" поклонникам кино более-менее известна, и в разговоре о юбилярах (а Содербергу исполнилось уже 55) принято копаться именно в этом бесценном грузе, расставляя свои приоритеты и выпячивая картины предположительно недооцененные. Человек и пароход Содерберг заслуживает не только этой дежурной ревизии, так как в его тридцатилетнем творческом пути хватает и других ярких пятен, а именно проектов, которые он не снял.

Одни он спродюсировал, для других нашлись постановщики посговорчивее или более заинтересованные в материале, третьи попросту сгинули в производственном аду.

Ноев ковчег, наши дни

Сразу после "Секса, лжи и видео" Содерберг хотел экранизировать постапокалиптический роман Уильяма Бринкли "Последний корабль" об экипаже эсминца. По сюжету на суше случилась глобальная пандемия вируса, и они — фактически последние здоровые представители человечества.

Продюсировать вызвался Сидни Поллак, Содерберг написал несколько драфтов сценария, но дело заглохло, а пару лет назад книга легла в основу не слишком популярного сериала американского телеканала TNT, который спродюсировал . Содерберг же снял "Кафку", разочаровав этой стильной черно-белой драмой тех, кто видел в нем первую скрипку новых независимых постановщиков.

Драма участника телевикторины

Затем режиссер принялся делать приторную драму широких мазков "Царь горы", которую поначалу продюсировал , основатель фестиваля Sundance, поспособствовавшего первой славе молодого автора. Параллельно Содерберг уже размышлял о съемках драмы про участника телевикторины из 50-х с в ведущей роли.

Однако глава студии Baltimore pictures, на которой планировались съемки, женился на главе редфордовской компании Wildwood. К актеру попал сценарий будущей картины, и он решил снимать его самостоятельно, заодно покинув продюсерский пост в "Царе горы". Так появилась "Телевикторина", четвертый режиссерский проект Редфорда, с Ральфом Файнсом и .

Обжора и активист в борьбе против всех

Сразу после "Царя горы" Содерберг присматривался и к сатирическому роману Тула "Сговор остолопов" про корпулентного чудака из Нового Орлеана по имени Игнациус Райлли, который с упорством Дон Кихота писал гневные колонки в блокнот обо всех подряд: о Фрейде, гомосексуалах, гетеросексуалах, протестантах и далее по списку.

Ничего из этого, естественно, не получилось. Экранизация романа Тула вообще окружена дурной аурой: сначала продюсеру Скотту Крамеру не удалось сделать фильм из-за смерти Джона Белуши, который предполагался на главную роль. Потом ему (да и Содербергу) не понравился сценарий, написанный любимым в народе британцем-комиком Стивеном Фраем, поэтому они судились со студией, чтобы не пускать этот вариант истории в производство и заполучить права на фильм. Когда же права все-таки отошли Крамеру, Содербергу уже был недосуг его снимать.

В 2005 году также ничем обернулась попытка Грина поставить "Сговор остолопов" с , зато пару лет назад преодолеть проклятье получилось, правда, лишь в театральной постановке на Бродвее.

Очень волосатая женщина и детектив-китаец

Незадолго до знаменитого фильма "В поле зрения" с и Содерберг собирался поставить сценарий "Звериная натура" про конфликт цивилизованного и дикого в человеческом обществе: главная героиня страдает от врожденной болезни — повышенной волосатости, ее не принимают люди, и она живет в лесу. Но на студии Universal ему вручили другой сценарий и посоветовали не заниматься ерундой.

В итоге за постановку материала Кауфмана в начале 2000-х взялся Мишель Гондри, и умеренная безвестность получившегося одноименного фильма 2001 года с Рисом Ивансом и говорит сама за себя.

Еще одним похороненным проектом оказалась "Закрытая комната", переосмысление образа Чарли Чена, детектива китайского происхождения, про которого сняли полдюжины фильмов в 1920-е. На главную роль — внука Чена — Содерберг выбрал , но не позволил этой амбициозной затее реализоваться (хотя пытались ее реанимировать и без Содерберга). В любви к нуару, впрочем, режиссер впоследствии признался в новелле из альманаха "Эрос" и "Хорошем немце".

Секонд-хэнд Содерберга

Два других сравнительно свежих проекта из этого списка в итоге сняли другие люди, но, безусловно, было бы интересно увидеть версию Содерберга по тому же материалу. Долгое время он работал над экранизацией нон-фикшн-романа "Человек, который изменил все" с в главной роли, но сценарий не понравился главе студии Sony, и она закрыла проект. Через несколько лет историю переписал , Питт все-таки сыграл главную роль, а режиссером выступил . Фильм номинировали на Оскар в шести номинациях.

А "Агентов А.Н.К.Л." же подобрал Гай Ричи. Изначально в ремейке телешоу 60-х по сценарию Скотта З. Бернса, написавшего к тому времени для Содерберга "Информатора" и "Заражение", должны были играть Джордж Клуни и . Но Клуни получил серьезную травму спины на съемках "Сирианы", а затем и режиссер отказался от этой затеи в пользу "Побочного эффекта" (также по сценарию Скотта З. Бернса). Хичкоковский триллер про фармацевтику стал своего рода прощанием Содерберга с большим кино, после которого он отбыл на трехлетние каникулы.

Думается, в будущем нас ждет еще не один закрытый проект своенравного режиссера, который стремится сократить влияние студий на свои фильмы. Приятно, что его эго не ограничивается только собственными проектами: Содерберг всегда думает о соратниках и других независимых авторах, которых не торопятся поддерживать суеверные большие студии. Как говорится, так победим.