Войти в почту

Новые российские сериалы: чего ждать в этом году

Кинообозреватель Time Out побывал в Омске на фестивале «Движение», где традиционно показывают самые интересные и смелые русские сериалы. Рассказываем, чего ждать от российского ТВ тем зрителям, которые его обычно совсем не смотрят.

«Детки»

Режиссер: Нигина Сайфуллаева («Как меня зовут»)

Усталый владелец кабаре Игорь (Евгений Цыганов) пытается воссоединиться со своим беглым сыном Петей (Скворцов из «Ученика»), который с ним не разговаривает. Он не знает, что за год до этого он по пьяни переспал с девушкой Пети, стриптизершей (Котова), которая работает в его кабаре. Игорь посылает к Пете лазутчицу, юную официантку Леру, которая от начальника без ума. В результате сорокалетний алкоголик оказывается окружен по жизни враждебно настроенными тинейджерами, которые хотят научить его жизни.

Продолжение сериала «Детки» сейчас находится под вопросом — все решит зрительское голосование (таковы условия проекта «Быть или не быть» на ТВ3). Хотя, как рассказывают, этот сериал продолжат, несмотря на результаты. По первой серии «Детки» подаются как чрезвычайно симпатичный и при этом вовсе не поверхностный сериал о сумасбродной столичной юности, которой в антитезу ставится кризис среднего возраста героя Цыганова.

Снимать так, наверное, нужно было несколько лет назад, когда хипстеры еще существовали в природе, а идея потрясающего лета в городе была не такой затертой. Но и сейчас «Детки» воспринимаются как глоток воздуха для российского ТВ, где молодежные сериалы уже давно выродились в дурацкие ситкомы или пошлые мелодрамы.

«Гоголь»

Продюсеры: Валерий Федорович, Евгений Никишов, Александр Цекало

У «Гоголя» чрезвычайно рисковые продюсеры с канала ТВ3 (и еще Цекало), которые обнаружили в себе авторские амбиции сделать едва ли не российского «Шерлока». Впервые отечественный сериал собираются показать в кинопрокате: четыре серии по два эпизода за раз. То есть идет расчет на гигантскую и при этом лояльную аудиторию, которая будет ходить в кинотеатр, чтобы досмотреть сезон.

Дальше больше. «Гоголь» — это довольно эклектичная штука, в ней есть много и «Твин Пикса», и сериала «Сонная лощина», и того же «Шерлока», а еще — трэш-стилистики в духе Роберта Родригеса. То есть второстепенным героям вполне могут одним выстрелом из мушкета превратить голову в кровавый бублик, это очень смешно выглядит.

По сюжету молодой Гоголь (играет Александр Петров из «Притяжения») работает в уголовном сыске писарем. Он испытывает припадки, во время которых из потустороннего мира черпает информацию о свершенных преступлениях. Этот полезный талант замечает лучший следователь (Олег Меньшиков) и берет его с собой в какое-то село под Полтаву, где неизвестный маньяк убивает молоденьких девушек.

И вся эта громоздкая структура: то ли детектив, то ли триллер с чертовщинкой, то ли трэш-комедия — на удивление легко смотрится. Это именно тот сериал, который можно и нужно запускать на широком экране, он дорого, по-би-би-сишному сделан и увлекательно придуман. Притом, разумеется, безо всякого пиетета к классику. Бледный и потерянный Гоголь слабо приспособлен к жизни, от трусости скупает и сжигает тираж своего «Кюхельгартена», и вообще крайне забавен. Уже сейчас, после первой серии, ясно, что он с героем Меньшикова — не Шерлок с Ватсоном, и тем интереснее будет следить, как же ТВ3 будет дальше переосмысливать классику, и телевидения, и литературы.

Выйдет в кино 31 августа

«Отличница»

Режиссер: Оксана Карас («Хороший мальчик»)

Послевоенное время, Петербург. Прилежная студентка Маша заканчивает кафедру криминалистики и попадает по распределению в угрозыск. Там она встречает импозантного усатого следователя (Никита Ефремов) и первое серьезное дело. Загадочная банда грабит комиссионку и музей, крадет оттуда какие-то ненужные никому статуэтки. В результате преступление оказывается связано и с милицейским отделом, и с прошлым самой Марии.

В прошлом году Карас выпустила хорошую картину «Хороший мальчик». Это было правильное детское кино, действие которого происходило то ли в 1990-е, то ли в нулевые, то ли вообще в Союзе. И вот «Отличница» (как остроумно отметили коллеги, сериал про «хорошую девочку») сделана с точностью до наоборот.

Это историческое, костюмное кино, которое при этом постоянно отсылает к сегодняшнему дню. Все снято на цифровую камеру с рук, как сейчас часто делают в авторском кино. Стилизация сделана не самая кропотливая: такое ощущение, что в Петербурге просто отыскали для съемок здания, которые выглядят старыми, и все.

Да и сам сюжет больше напоминает не серьезные милицейские детективы, а какие-нибудь детские книжки типа серии «Клуб «Черный котенок». Это все, наверное, мало имеет отношения к послевоенной тяжелой эпохе, но такая ненапряжная интонация частично искупает старания.

На фестивале показали сокращенную версию всего сериала: восемь часов хронометража порезали на один полнометражный фильм. Возможно, кстати, что филлерные сцены, которые выбросили, действие серьезно разбавят.

Должен выйти в 2017 году

«Бонус»

Режиссер: Валерия Гай-Германика

Заметьте, кстати, это уже третий сериал в списке, сделанный женщиной-режиссером, и легко заметить, что на фоне коллег Гай-Германика выглядит уже едва ли не классиком. «Бонус» — это авангардный сериал по меркам российского ТВ (и даже телеканала ТНТ), жанр его — рэп-мюзикл, а арт-директором его выступил сам Сергей Пахомов (тот самый, из «Зеленого слоника»). Над проектом Германика работала года три: по слухам, за это время сценарий неоднократно переписывался, а пилот — перемонтировался из-за многочисленных проблем.

Не то, чтобы эти проблемы удалось исправить. Сериал «Бонус» — он, как весь русский пацанский рэп, нескладный и некрасивый. И это, учитывая, что рэпа как такового в сериале немного. Кроме саундтрека, он по факту звучит в пилотной серии два раза.

Первый раз — в начале, где неизвестный нам рассказчик, дерзкий лысый мужик, прыгает по комнате, освещенной неоном, и читает нам рифмованный синопсис. Синопсис при этом не блещет оригинальностью: есть замкнутый рэпер, у него есть приятель, с которым они катаются на машине и курят шмаль. За кадром проигрывается по кругу бездарный трек этого рэпера: что-то про правду улиц, трудности жизни и прочую ерунду.

Параллельно показывают несчастливую московскую семью: отец —миллионер, мать — в психушке, сын — наркоман, дочь хочет свалить из этого ада поскорее. По идее, их пути и путь рэпера скоро пересекутся, но следить за этим нет ни малейшего желания.

Второй раз музыка прозвучит в сцене, где герои, которые отправляются в Москву, встречают придорожных проституток. Это, пожалуй, единственная сцена, заслуживающая внимания.

Аляписто разодетые путаны, как из анекдотов, вместе танцуют и поют о том, что отработают изо всех сил, дай им только десять тысяч. Может, сказалось участие Гай-Германики в шоу «Танцы со звездами», но танец этот, вопреки китчевости, выглядит озорно.

А вот все остальное — как довольно унылый и однообразный сериал о парнях с улицы, который и можно было бы ожидать от wannabe-молодежного телеканала ТНТ.

Проблема, возможно, кроется в самой Гай-Германике. С момента выхода фильма «Все умрут, а я останусь» она из дебютантки, подающей надежды, превратилась в благостную даму, которая теперь вот делает большие проекты, от рекламы собачьего корма до попсового ТНТ-шного сериала. И ей самой уже не очень интересна жизнь реперов из провинции.

Потому Валерия и концентрируется не на рэпе и не на мюзикле, а на занудной истории о богачах и их проблемах. Сериал потянул бы на самопародию и саморефлексию автора, если бы не был так зубодробительно серьезен. Самое искреннее, что можно обнаружить в «Бонусе», — это скрытое признание Гай-Германики в том, что ей-то вообще плевать и у нее, слава Богу, все хорошо.

Должен выйти на ТНТ в 2017 году