Бетти Дэйвис: гроза Голливуда
Она неоднократно терпела неудачи, проваливала кастинги и снималась в посредственных фильмах, однако стала одной из величайших актрис в истории Голливуда и одной из первых, кто решился идти против диктата киностудий. Вспыльчивая, бескомпромиссная, бестактная и маниакальная. Великая Бетти Дейвис.
1. Боевой характер
Рут Элизабет Дэйвис родилась в 1908 году в городе Лоуэлл, штат Массачусетс. Она на полтора года старше своей сестры Барбары, с которой всегда была очень близка. К этому располагали и внешние обстоятельства их жизни. Родители девочек развелись, когда они были маленькими, на тот момент Бетти исполнилось всего 7 лет, Барбаре – и того меньше. Сестры остались жить с матерью, но вскоре их отправили учиться в закрытую школу-интернат «Крэсталбан», где царили спартанские порядки.
_>>_ Шпильки как эффективный метод самозащиты
В 1921 году мама Бетти перевезла семью в Нью-Йорк. Но учёбу девочки продолжили в городе Эшбернам, штат Массачусетс, в школе-интернате «Академия Кушинга», где уделяли особенное внимание творческому развитию подопечных.
>> Диана фон Фюрстенберг: Wonder Woman
Там действовали программы по танцам и музыке, театральным искусствам, и Бетти с детства была увлечена всем этим. Кроме прочего, учеба в закрытой школе способствовала выработке самостоятельного и независимого характера, силу которого, когда пришло время, прочувствовали даже влиятельные боссы студии Warner Bros.
2. Стать актрисой
Бетти с детства интересовалась искусством, и точно помнила момент, когда всерьез захотела стать актрисой. Это произошло в 1926 году: она увидела постановку пьесы Генрика Ибсена «Дикая утка». Дейвис признавалась, что именно Пег Энтуисл, игравшая в пьесе главную роль, стала причиной, по которой она решила выйти на сцену.
Путь туда не был безоблачным. Первое прослушивание начинающая актриса с треском провалила. Она пробовалась в театральную компанию Civic Repertory Theatre, и её владелица Ева Ле Гальенн не увидела в Дейвис никакого таланта, назвав девушку легкомысленной и неискренней.
Однако вскоре Бетти поступила в драматическую школу Джона Мюррея Андерсона, после чего её приняли и в театральную компанию Джорджа Кукора. В качестве девушки из хора Дейвис даже вышла на бродвейскую сцену. Впрочем, там она продержалась всего неделю. Кукор уволил актрису без объяснения причин.
После увольнения Дейвис, наконец, повезло: Бланш Юрка, ранее игравшая в «Дикой утке» в паре с той самой Пег Энтуисл, выбрала Бетти ей на замену. Дело в том, что актриса, несколько лет назад вдохновившая Бетти, покончила с собой, спрыгнув с буквы Н знака HOLLYWOODLAND.
Роль в «Дикой утке» стала началом актерской карьеры для Дейвис. Она исполняла её на сцене театров Филадельфии, Вашингтона и Бостона, а в 1929 году вышла и на Бродвей.
3. Неудачное начало
Сделав первые шаги на театральной сцене, Бетти подалась в кино. В 1930 году она приехала в Голливуд, чтобы пройти кастинг на студии Universal. Первые пробы актриса завалила. Режиссер решил, что она чересчур зажата. Позднее Дейвис вспоминала: «Я была самой что ни на есть скромной американской девственницей. А они уложили меня на кушетку, и мне пришлось испробовать пятнадцать мужчин подряд. Они по очереди ложились на меня и страстно целовали. О, я думала, что умру».
На следующих пробах случилось противоположное. Наученная горьким опытом, Бетти надела весьма откровенное плотно обтягивающее платье с глубоким вырезом. Проводивший пробы режиссер был взбешен. «Посмотрите на этих дамочек, они показывают свои сиськи и думают, что смогут получить за это работу?», – закричал он на всю площадку, когда увидел актрису. Ещё один провал.
Глава Universal Карл Леммле уже решил, что толка из Дейвис не выйдет, однако оператор Карл Фройнд заметил, что у неё «прекрасные глаза» и она отлично впишется в готовившуюся к производству картину «Плохая сестра». В этом фильме в 1931 году Бетти Дейвис и дебютировала, сыграв одну из главных ролей.
Фильм не имел особого успеха, но в течение следующего года Дейвис получила несколько ролей. Однако и они оказались провальными. К началу 1932 года студия решила не продлевать контракт, и Бетти готовилась вернуться в Нью-Йорк. Казалось, что всё уже кончено: она попробовала, но Голливуд не покорился.
4. Хорошенькая
Случилось чудо. Джордж Арлисс, игравший главную роль в фильме студии Warner Bros. «Человек, который играл Бога», выбрал Бетти на главную женскую роль. Картина получила признание зрителей и открыла для Дейвис дорогу в большое кино. Впоследствии Бетти неоднократно отзывалась об Арлиссе с огромной благодарностью, замечая, что именно благодаря его помощи, ей удалось завоевать свое место в Голливуде.
После успеха фильма Дейвис подписала пятилетний контракт с Warner Bros., который потом неоднократно продлевался. Впрочем, до звездной славы было ещё далеко. В течение следующих двух лет Дейвис сыграла более чем в полутора десятках фильмов, большинство из которых относились к категории B. Её уже знали зрители, но карьера складывалась совсем не так, как хотелось.
Однообразные роли стандартных красоток в комедиях и мелодрамах не удовлетворяли амбиций актрисы. «Голливуд всегда хотел, чтобы я была «хорошенькой», но я была за реализм», – говорила Дейвис впоследствии.
5. Роковая красавица
Место для реализма нашлось в 1934 году, когда актрису пригласили сняться в экранизации романа Сомерсета Моэма «Бремя страстей человеческих». Фильм снимала другая студия, поэтому Дейвис пришлось добиваться разрешения от Warner Bros. Джек Уорнер не хотел, чтобы его актриса играла отрицательного персонажа – взбалмошную, жадную, сексуально притягательную и эгоистичную официантку Милдред, возлюбленную главного героя. Уорнер считал, что эта роль может испортить карьеру Дейвис. Однако актриса его убедила и оказалась права.
Картина пользовалась огромным успехом, а психологически сложная и неоднозначная роль позволила Бетти проявить свои актерские способности в полную силу. Дейвис не только впервые получила признание высоколобых критиков, но и была номинирована на «Оскар». Фильм «Бремя страстей человеческих» стал звездным часом актрисы.
В 1935 году Дейвис упрочила свой успех, сыграв главную роль в фильме «Опасная». В этой картине она не только доводит до предела классический образ роковой красавицы, femme fatale, но становится одной из первых, кто придаёт этому образу психологическую глубину и достоверность. На этот раз номинация на «Оскар» обернулась победой актрисы.
6. Сильная женщина
Дейвис часто играла на экране сильных и волевых женщин, умеющих добиваться своего, несмотря ни на что. Но и в реальной жизни актриса оставалась таковой, ведь ей неоднократно приходилось вступать в борьбу за свою карьеру с влиятельными кинобоссами.
Чем известнее и самостоятельнее становилась Дейвис, тем больше были её разногласия со студией. На Warner Bros. она не могла самостоятельно выбирать сценарии и режиссеров, с которыми хотела работать, поэтому всё чаще смотрела на сторону. Дейвис была недовольна большинством сценариев, которые предлагали ей продюсеры.
Она считала, что дальнейшее участие в посредственных фильмах погубит её карьеру. «Я знала, что только режиссеры и хорошие сценарии могли дать мне ту карьеру, о которой я мечтала, я не могла бы сделать это с мусором», – вспоминала актриса.
Но руководство Warner Bros. было глухо к жалобам актрисы, его больше интересовала прибыль, которую она может им принести. Любые попытки Дейвис отказаться работать воспринимались чрезвычайно болезненно. В 1937 году дело дошло до того, что Бетти на какое-то время уехала в Англию, отказавшись сниматься на Warner Bros. и подав на студию в суд.
Anne Baxter, Bette Davis, Marilyn Monroe and george sanders in All About Eve directed by Joseph L. Mankiewicz, 1950.jpg Дело актриса проиграла, однако оно стала прецедентом, так как широко освещалось в прессе. Дейвис подала пример борьбы за свои права американским актерам и актрисам, оказав заметное влияние на становление института звезд в американском кино. И хотя ей не удалось выйти из-под власти студии, актриса заметно улучшила свое положение, получив возможность выбирать сценарии и влиять на производство фильмов.
Со временем Бетти Дейвис приобрела славу одной из самых влиятельных женщин в истории американской киноиндустрии. «Я была бескомпромиссной, вспыльчивой, бестактной, маниакальной и жутко неприятной», – то ли с кокетством, то ли с искренним огорчением вспоминала актриса впоследствии.
7. Мистер Бетти Дэвис не найден
В личной жизни Бетти также оставалась главной и никогда не соглашалась на второстепенные роли. Так, брак с первым мужем, Хармоном Нельсоном, которого актриса знала ещё со школьных времен, распался из-за того, что Нельсон так и не смог смириться с тем, что его жена зарабатывает гораздо больше, чем он, и не готова отказаться в пользу семьи от карьеры.
Потом был роман с режиссером Уильямом Уайлером. Актриса признавалась, что он был главной любовью её жизни. Однако Уайлер не решился оставить жену ради Бетти, и отношения вскоре сошли на нет. Со вторым мужем, Артуром Фарнсуортом, случилось трагическое несчастье. Он умер от отрыва тромба, который произошел после полученной ранее травмы.
Третий муж, художник Уильям Грант Шерри, стал отцом дочери Дейвис Барбары. Но пара прожила вместе всего три года. В 1950 году Бетти ушла от мужа к актеру Гэри Меррилу, вместе с которым играла в фильме «Всё о Еве». Этот брак продлился 10 лет, после чего актриса зареклась выходить замуж. Впоследствии Дейвис говорила, что никто из её мужей «не был достоин называться Мистер Бетти Дэвис».
8. Голливудская Столовая
Годы Второй мировой войны были едва ли не самыми насыщенными в жизни актрисы. В это время она не только много снималась и ежегодно вплоть до 1945 года номинировалась на «Оскар», но и вела активную общественную жизнь.
После нападения на Перл-Харбор Дейвис стала агитировать американское население покупать военные облигации, средства от продажи которых шли на финансирование армии. Она продала облигаций на сумму более чем $2 млн. А кроме того, стала одним из инициаторов открытия Голливудской Столовой – ночного клуба для военнослужащих, где всё для них было бесплатно.
Каждую ночь в клубе гарантированно присутствовало несколько звезд первой величины, которые на добровольных началах встречали солдат и общались с ними. Попавший в столовую военнослужащий мог поговорить, к примеру, с Луи Армстронгом, и даже получить дружеский поцелуй от Бетти Грэйбл или Марлен Дитрих.
Бетти Дейвис не только жертвовала деньги и агитировала друг звезд участвовать в инициативе, но и была президентом проекта, решала многие административные и бытовые вопросы. «В моей жизни есть несколько достижений, за которые я искренне горжусь. Голливудская Столовая - одна из них», – говорила актриса впоследствии.
9. Легенда Голливуда
Бетти Дейвис стала легендой Голливуда уже к началу 1940-х. В эти годы – она не только двукратная обладательница «Оскара», но и самая высокооплачиваемая актриса Соединенных Штатов. Об общественном признании говорил и тот факт, что Дейвис стала первой женщиной, которую избрали президентом американской Академии киноискусства. С Элеонорой Рузвельт Дейвис делила звание самой популярной женщины страны.
Однако после войны карьеры Дейвис пошла на спад. Она пережила полосу неудач и едва не перестала сниматься. Положение спас режиссер Джозеф Манкевич, пригласивший актрису на главную роль в фильме «Все о Еве». В этой картине Дейвис сыграла стареющую бродвейскую звезду Марго Чаннинг. Образ героини имел параллели с самой Дейвис, которая чувствовала, что пик её славы уже позади.
Фильм стал триумфом и завоевал 6 «Оскаров». Участие в картине возродило карьеру Дейвис, дало ей очередную номинацию на «Оскар» и вернуло интерес зрителей.
В 1950-е актриса продолжала регулярно сниматься. Она никогда не боялась выглядеть на экране непривлекательно, стремилась к реализму и достоверности. Отчасти поэтому многие поздние роли Дейвис смотрятся не менее убедительно, чем её ранние работы. Установка на реализм и психологическую достоверность, правду жеста и телесной фактуры – всё это делало игру актрисы интересной даже вне контекста сексуальной привлекательности и молодости, поэтому Дейвис долго оставалась востребованной.
По версии Американского института кино Дейвис занимает второе место в числе величайших актрис в истории Голливуда. Она также стала первой актрисой, которая 10 раз претендовала на премию «Оскар».
Последнюю крупную роль Дейвис сыграла в 1962 году (хотя сниматься продолжала до конца 1980-х) в психологическом триллере «Что случилось с Бэби Джейн?» В этой картине Дейвис играет в паре с другой легендой классического Голливуда – Джоан Кроуфорд. На противостоянии их героинь построена вся интрига фильма. При этом перед премьерой картины зрителей «подогревали» новостями о реальной вражде двух оскароносных актрис, которые терпеть не могли друг друга и регулярно переругивались, причем не только лично, но и через прессу.
Соперничество между Джоан Кроуфорд и Бетт Дэвис легло в основу телесериала «Вражда», вышедшего в 2017 году. Он рассказывает о закулисье картины «Что случилось с Бэби Джейн?». Роль Бетти Дейвис сыграла в нем Сьюзан Сарандон, а Джоан Кроуфорд – Джессика Лэнг.