Войти в почту

5 фильмов о правлении династии Рюриковичей

Пока на всех экранах страны зрители наблюдают за судьбой князя Владимира в фильме «Викинг», предлагаем вспомнить другие картины, посвященные времени правления династии Рюриковичей.

«АЛЕКСАНДР НЕВСКИЙ», РЕЖИССЕР СЕРГЕЙ ЭЙЗЕНШТЕЙН

Одна из главных работ Эйзенштейна, за которую он был удостоен Сталинской премии, — лента «Александр Невский» (1938) — посвящена победе древнерусского князя над тевтонскими рыцарями в битве на Чудском озере. Хотя при написании сценария и подготовке к съемкам группа серьезно изучала письменные источники и консультировалась с учеными, в фильме присутствуют и отступления от исторической действительности.

Впрочем, лента получилась настолько убедительной, что все принимается за чистую монету. Недаром, когда Эйзенштейн выбирал сценарий нового фильма между «Мининым и Пожарским» и «Александром Невским», он сказал, что, может, историю времен Смуты экранизировать и проще, но зато в случае с Невским как он сделает — так оно и будет.

И действительно, образ князя, воплощенный на экране Николаем Черкасовым, получился настолько правдивым, что у зрителей не возникло не единого сомнения, что именно так выглядел Невский.

«АНДРЕЙ РУБЛЕВ», РЕЖИССЕР АНДРЕЙ ТАРКОВСКИЙ

Отмеченный премией ФИПРЕССИ Каннского кинофестиваля фильм «Андрей Рублев» (1966) показывает картину средневековой Руси глазами монаха-иконописца (его роль исполнил Анатолий Солоницын).

Как говорил про свою ленту сам Тарковский: «Фильм ни в коем случае не решен в духе исторического или биографического жанра. Нас интересует другое: исследование характера поэтического дара великого русского живописца...

Нас также интересует анализ душевного состояния и гражданских чувств художника, создающего моральные ценности огромного значения. Этот фильм должен будет рассказать о том, как народная тоска по братству в эпоху диких междоусобиц и татарского ига родила гениальную рублевскую Троицу».

Фильм имел непростую судьбу: Тарковский три года готовился к съемкам, снимал еще больше года, но когда лента была показана кинематографическому начальству, реакция была далекой от восторженной.

Режиссера обвинили в искажении истории и излишней жестокости, и фильм положили на полку. Его премьера в СССР состоялась только через 20 лет, когда Тарковского уже не было в живых.

«ИВАН ГРОЗНЫЙ», РЕЖИССЕР СЕРГЕЙ ЭЙЗЕНШТЕЙН

«Иван Грозный» (1945) стал последним фильмом Сергея Эйзенштейна. Снятый по личному заказу Сталина, он состоял из двух частей (работа над третьей остановилась на этапе подготовительного периода).

Если первая, посвященная раннему периоду правления Ивана Грозного, получила восторженные отзывы в партийных кругах, а Эйзенштейн и исполнитель главной роли Николай Черкасов были награждены Сталинской премией, то судьба второй части была не так радужна.

Режиссерское видение периода опричнины и борьбы царя с боярами вызвало резкую критику со стороны Сталина, и картина была запрещена. Ее премьера состоялась лишь в 1958 году, через 13 лет после съемок. Тогда не было в живых ни Сталина, ни Эйзенштейна — он умер, когда работал над третьей частью «Ивана Грозного».

«ЦАРЬ», РЕЖИССЕР ПАВЕЛ ЛУНГИН

Личности Ивана Грозного посвящен и фильм «Царь» Павла Лунгина. Действие фильма происходит в 1566–1569 годах, в самый разгар опричнины и Ливонской войны. В центре сюжета — взаимоотношения русского царя (его сыграл Петр Мамонов) с митрополитом Филиппом Колычевым.

Его роль исполнил Олег Янковский, для которого эта работа в кино стала последней. Премьера фильма состоялась на Каннском кинофестивале в 2009-м. Хотя лента не завоевала там никаких наград, в целом профессиональной прессой она была встречена благосклонно. Более критически в ее отношении были настроены представители отечественной исторической науки и церкви.

Фильм обвиняли в искажении фактов и антирусской направленности, на что Павел Лунгин отвечал: «Режиссер должен не реальность строить, а построить то, что существует у него в голове».

«ОРДА», РЕЖИССЕР АНДРЕЙ ПРОШКИН

Фильм «Орда» Андрея Прошкина посвящен событиям русской истории XIV века. Действие фильма разворачивается в столице Золотой Орды Сарай-Бату, куда для лечения матери хана (Роза Хайруллина) вынужден отправиться московский святитель Алексий (Максим Суханов).

Авторы фильма не ставили цели добиться максимальной научной достоверности, они скорее хотели создать свою фантазию, основанную на исторической реальности. Как говорил сам режиссер, весь художественный образ фильма был создан на основе ремарки в сценарии — «Показался глиняный город, которого уже никогда не будет на земле, а может, никогда и не было».

Хотя критики встретили фильм достаточно противоречиво, он стал лауреатом нескольких кинофестивалей (в том числе получил двух «Серебряных Георгиев» на ММКФ).